Выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб».

В. И. Шухаев Портрет Анны Павловой. 1922.  Бумага, сангина, уголь.
А. Я. Головин Портрет В. Э. Мейерхольда. Петроград. 1917.  Дерево, темпера.
Пьер Боннар Портрет Миси Годебской (Эдвардс, Серт). 1908.  Холст, масло
А. Я. Головин Автопортрет. 1917.  Картон, темпера.
Ж.-Э. Бланш Эскиз к портрету Ж. Кокто. 1912. Холст, масло.
С ДЯГИЛЕВ
С ДЯГИЛЕВ
Выставка повествует о творческом пути выдающегося деятеля отечественной культуры Сергея Дягилева.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 14 ноября, 2020 (Весь день) по пятница, 12 февраля, 2021 (Весь день)
Адрес: 
наб. Фонтанки, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Международный выставочный проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» станет ключевым явлением музейного сезона 2020/2021 и центральным событием Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.». Выставка повествует о творческом пути выдающегося деятеля отечественной культуры Сергея Дягилева через его окружение и представляет собой портретную галерею тех, кого великий импресарио вовлекал в круговорот своей бурной деятельности. Портреты деятелей театра, музыки, балета первой трети XX века, созданные крупнейшими художниками России и Европы, впервые будут собраны вместе. Герои выставки – от Анны Павловой до Габриэль Шанель, от Михаила Фокина до Джорджа Баланчина. Художники – от Ильи Репина до Анри Руссо, от Александра Бенуа и Льва Бакста до Пабло Пикассо и Джорджо де Кирико. На выставке будут экспонироваться живописные, графические и фото-работы из ведущих музеев России и Европы, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Центр Помпиду (Париж), Художественный музей Руана, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальную галерею современного искусства Турина, российские и зарубежные частные коллекции. Многие портреты из зарубежных собраний будут демонстрироваться в России впервые.

Этот амбициозный проект — беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы – в своей основе наследует идеям самого Сергея Дягилева, страстного пропагандиста европейского искусства в России и, напротив, русского искусства на Западе. Дягилев во многом был первым. Первым куратором художественных выставок, имевших концепцию и творческий отбор работ. Первым последовательным создателем театрального спектакля как синтетического зрелища, в котором музыка, хореография, сценография и костюмы объединены в целостный художественный замысел. Первым русским театральным продюсером, «крестным отцом» европейского продюсерского искусства. Дягилев обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлекать своими идеями не только творцов – композиторов, художников, хореографов и танцовщиков, – но также финансистов, дипломатов, царствующих особ и состоятельных поклонников и поклонниц. Дягилева влекло будущее, на алтарь новых творческих побед он приносил в жертву дружбу с прежними соратниками, будь то Дмитрий Философов, Вацлав Нижинский или Александр Бенуа. Круги его общения менялись вместе с новыми художественными задачами, и лишь немногие оставались с Дягилевым навсегда.

Выставка «В круге Дягилевом» построена как 12 сюжетов – 12 кругов жизненного и творческого пути, в каждом из которых личность Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, через тех, кто помогал ему и кому помогал он. Появление юного Дягилева в Петербурге и первые выставки; журнал «Мир искусства» и «роман» с Дирекцией императорских театров; первое наступление на Париж 1906–1908 годов; организация «Русских сезонов»; Первая мировая война; парад творческих манифестов: художественные «провокации», искушение европейским авангардом, а затем поворот к неоклассицизму – каждый период жизни Дягилева представлен в портретном ряде и обширных сопровождающих материалах – в так называемом «подстрочнике», рассказывающем о наиболее важных творческих событиях и включающем сцены из ключевых спектаклей тех лет. Взаимоотношения героев портретной галереи откомментированы в развернутых аннотациях. Их творческие споры раскрыты через цитаты из писем, публикаций того времени и мемуаров. Авторы выставки особо выделяют сюжет «Мечты о России. Невозвращение блудного сына» как трагический рефрен Дягилевской истории. Два сюжета – «Петербург. Начало» и «Смерть в Венеции» – закольцовывают экспозицию: образы имперской столицы России и мистического города на воде перекликаются, замыкая круги жизни и судьбы Сергея Дягилева.

К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках. Автор заключительной статьи – Шенг Схейен, автор книги «Русские сезоны навсегда».

Автор идеи и куратор проекта — Наталья Метелица, директор СПбГМТиМИ.

Материалы из архива: