Выставка «Живопись Адриана Гени».
В Главном штабе открыта выставка «Я обратил свое лицо…». Живопись Адриана Гени», призванная познакомить посетителей музея с одним из наиболее успешных молодых художников Европы.
На экспозиции представлено 12 живописных работ, в том числе, картины, созданные под впечатлением от репродукций эрмитажных полотен, которые художник рассматривал в детстве. Для Гени национальная идентичность (в название выставки вынесена цитата из стихотворения Никиты Стэнеску, румынского национального поэта, номинанта Нобелевской премии) и глубоко личные фрагменты биографии (жизнь в период «застоя», детские переживания от рассказов родителей о странах Восточного блока) составляют два опорных элемента творчества.
Адриан Гени (Adrian Ghenie, р. 1977) родился в Румынии, в городе Бая-Маре, на закате правления Чаушеску; учился в художественном университете Клужа. В настоящее время живёт между Берлином и Клужем, где он открыл галерею современного искусства. В 2010-е годы карьера Гени пережила стремительный взлёт: из рядового представителя румынской художественной сцены он превратился в автора, востребованного на международном уровне, как арт-рынком, так и музейным сообществом. Работы Гени входят в престижные художественные собрания мира, среди которых — музей Тейт, Центр Помпиду, Музей современного искусства в Сан-Франциско. В 2015 году художник представлял Румынию на Венецианской биеннале современного искусства.
Уникальность истории Гени - его изначальная связь с Эрмитажем. В раннем возрасте ребенку подарили альбом голландской живописи издательства «Искусство» (1984 год), который на долгие годы стал для него главным источником вдохновения. Много лет будущий художник шаг за шагом копировал репродукции эрмитажных шедевров, чтобы в конце концов прийти к своему собственному стилю.
Живописную манеру Гени возводят к Френсису Бэкону и Герхарду Рихтеру. Её определяют как гибридную, динамичную, кинематографическую. Для работ Гени характерно совмещение смазанных, шероховатых текстур и вкраплений света и цвета, то бесформенных, то, напротив, резко очерченных, с чёткой, почти фотографической прорисовкой отдельных элементов — такая игра на контрастах создаёт ощущение коллажности и придаёт дополнительную глубину. Художник отказывается от использования кисти, отдавая предпочтение мастихину и шпателям. Сдержанный колорит разрушается взрывами цвета, переливающегося как глитч цифрового изображения или разводы нефтяных пятен. Это сочетание хаотичности и упорядоченности воспринимается зрителем почти на телесном уровне: живопись Гени рассчитана на чувственное, интуитивное восприятие.
Творческая философия Гени строится на своеобразном понимании абстракции: он считает свою живописную технику разрешением спора между предметностью и абстракцией, под знаком которого прошёл весь XX век; а Анри Руссо, которому он посвятил одну из своих последних серий, «Джунгли в Париже», Гени называет первым абстракционистом. Художник часто обращается к традиционной живописи и делает реплики классических полотен, правда, пренебрегает узнаваемостью, полагая своей основной задачей свежесть ощущений.
Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа и Анастасия Веялко, младший научный сотрудник Отдела современного искусства.
Выставку сопровождает иллюстрированный каталог с интервью Адриана Гени и статьями кураторов.
Выставка подготовлена при содействии галереи Тадеуса Ропака.