Выставка «Леонид Башков».
Выставка Леонида Башкова для большинства зрителей станет открытием яркой звезды на небосклоне российского изобразительного искусства. Автор, никогда не заботившийся о карьере и пиаре, был известен лишь ближнему кругу - ученикам и профессионалам. А год назад восьмидесятилетнего художника не стало…
Леонид Григорьевич Башков родился 25 августа 1931 года в посёлке Сковородино, Амурская область.
С самого младенчества в его судьбе – удивительные события, трагические и яркие столкновения, контрасты и предзнаменования. Чего стоит хотя бы его «двуимённость». Наречённый Алексеем («защитник» в переводе с древнегреческого) Бошковым, он по ошибке поселкового чиновника был записан в метрике как Леонид («льву подобный») Башков.
Детство – основа будущей художнической жизни. Трагедия семьи - арест отца по 58-й статье, существование с клеймом «сына врага народа». Смерть любимого деда, главы большого племени казаков-переселенцев из центра России. Говорили, что именно в деда, героя Первой мировой войны, маленький Лёнька пошёл характером – буйным, свободолюбивым, творческим. Огранить этот непростой нрав смогла бабушка – главный человек Лёнькиного детства. Удивительно мудрая, тактичная, всем сердцем преданная внуку, сочетавшая строгое нравственное воспитание и безусловную поддержку всех творческих затей и выдумок будущего художника. «Держась за юбку» бабушки, главной поселковой отпевальщицы и плакальщицы, мальчик прошёл почти по всем домам Сковородино. Галерея удивительных типов – деревенских богатеев и опустившихся выпивох, ссыльных – из дворянских (а то и придворных) и «учёных» кругов, представителей «новой власти» в кожаных бушлатах с кобурами на поясе, охотников и работяг-железнодорожников, старушек и стариков из позапрошлого века – богатейший материал для наблюдения, который долгие годы питал творческое воображение художника Леонида Башкова. Так же, как и заложенное с детства единение с природой, - без лошадей и собак жизнь вообще была непредставима, а прямо за домом начинался лес. Маленький Лёнька прошагал десятки сопок, встречался лицом к лицу и с медведем, и с лосем, лучше взрослых ориентировался в дальневосточной тайге, зимой был первым на лыжных склонах, летние ягодные и грибные места исползал вдоль и поперёк, а осенью любовался живописью золотых лиственниц и пламенных осин на фоне тёмно-зелёной хвои… Но вовсе не лёгкой прогулкой по сказочному пейзажу текла жизнь подростка. Военное, голодное даже в глубоком тылу детство сделало Леонида главным мужчиной в доме, работником и опорой. Десяти с небольшим лет он в одиночку справлялся с пароконкой, научился всей мужской деревенской работе, а в четырнадцать получил в подарок своё первое охотничье ружьё. Умение тяжко трудиться, терпеть и одолевать себя и обстоятельства закалили дух будущего художника. А без этого, как известно, ни один талант не в силах расцвести в полную мощь.
Вся эта плодороднейшая почва готовила душу мальчика к встрече с большим искусством.
В восемнадцатилетнем возрасте, без специальной подготовки, с первого захода юноша из глубинки поступает в Иркутское художественное училище. Чтобы поверить в такое чудо, нужно представить всю меру одарённости этого новичка. И ещё одно везение – Леонид сразу соприкоснулся с образцами искусства самой высшей пробы. В училище оказалась редчайшая подборка факсимильных репродукций графики великих мастеров: Тинторетто, Микеланджело, Дюрер, Тициан, Рубенс, другие титаны… Библиотекарь, сражённый увлечённостью юноши, позволил ему зарыться с головой в эти сокровища.
Работал ученик с жадностью – когда через год его призвали в армию, директору училища пришлось выделить для хранения рисунков Леонида Башкова не папку, а целый платяной шкаф!
После блестящего окончания училища никто не сомневался – путь этому молодому человеку лежит в Ленинград, в Академию художеств. Природный дар рисовальщика определил абитуриенту дорогу на графический факультет института им. И.Е. Репина, который Леонид Башков закончил по мастерской академика А.Ф. Пахомова в 1965 году. Здесь, в Ленинграде – Санкт-Петербурге, проходит и вся дальнейшая его жизнь: творческая работа, вступление в 1973 году в Союз Художников России, отечественные и международные выставки, преподавание рисунка и офорта в главных художественных ВУЗах страны – институте им. И.Е. Репина и Художественно-промышленной академии им. Штиглица.
Педагогика – особый дар Леонида Башкова, он всегда окружён молодыми художниками. Школьники, абитуриенты, студенты, выпускники – для всех он любимый профессор, Учитель с большой буквы. Нечасто на отпевании восьмидесятилетних храм бывает забит молодежью, как при прощании с Леонидом Григорьевичем.
На педагогическую работу художник переходит, если само творчество уже не так даётся, как в молодости... Не то у Башкова! До самого последнего дня он истово работает и просит Создателя отпустить ему ещё лет пять-десять для романа с искусством. И - учится, тоже до последнего дня. Любимые учителя - Фидий, Скопас, Микеланджело, Леонардо, Дюрер, Рембрандт, Александр Иванов, Ван Гог… В диалоге с ними, в попытке осмыслить их наследие и сам художник поднимается в своих лучших работах на возрожденческую, вселенскую высоту. Из числа таких работ-диалогов – представленная на выставке грандиозная серия графических листов «Пергамский алтарь». Психологические портреты, проникнутые болью и яростью монотипии и холсты – память об истории ХХ века, мифологические композиции, образное переосмысление природы, поистине монументальные наброски. Иллюстратор более 10 книг. Автор серии портретов замечательных людей Таймыра, коллекция которых находится в Таймырском краеведческом музее.
Любовь Иванова, Главный редактор издательства «Чудо дерево».