От Фридриха до Дикса. Немецкая живопись из Дрезденской галереи новых мастеров.

Даты проведения: 
с 10 ноября 2008 по 28 марта 2009
Место: 
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

На экспозиции представлено 49 картин, в том числе хрестоматийно известные, без воспроизведения которых не обходится ни одна самая общая история немецкого искусства ("Двое, созерцающих луну" Каспара Давида Фридриха, "Переправа через Эльбу" Людвига Рихтера и др.). На выставке показаны лучшие или наиболее характерные образцы творчества художников, как хорошо знакомых (А. Менцеля, Ф. Крюгера, В. Буша, Ф. Штука, М. Бекмана, Ф. Ленбаха, О. Дикса), так и малоизвестных за пределами Германии, которые дают впечатляющую ретроспективу немецкой живописи 1800-1940-х годов.
Начиная с выставки "Немецкие реалисты XIX века" в 1974 году Государственный Эрмитаж неоднократно знакомил с работами немецких художников из различных музеев Германии. Однако эта экспозиция принципиально отличается от всех предыдущих. Эрмитаж получил уникальную возможность познакомить своих посетителей со значительной частью постоянной экспозиции Дрезденской галереи новых мастеров, которая с 1959 года является отдельным музеем Государственных художественных собраний Дрездена. С 1965 года Галерея занимает верхний этаж Альбертинума, построенного на фундаментах Цейгхауза XVI века по проекту архитектора К.А. Канцлера в 1884-1887 годах и названного в честь правящего тогда саксонского короля Альберта I. Здание расположено на Брюлевской террасе, некогда любимом месте гуляний перед дворцом графа Генриха Брюля (1700-1763). Летом 2002 года, во время катастрофического для Дрездена наводнения Эльбы, этой обычно мирной реки, Альбертинум сильно пострадал и в 2006 году был закрыт на капитальную реконструкцию. Картины Галереи оказались "свободными" от своих экспозиционных "обязанностей", что и позволило организовать настоящую выставку в рамках долгосрочной выставочной и научно-исследовательской программы, связывающей Государственные художественные собрания Дрездена и Эрмитаж.
В первой половине XIX века в Дрезденскую галерею, знаменитую коллекцией великих старых мастеров, картины современных художников попадали редко и случайно. Лишь в середине века началось их систематическое приобретение для специально образованного Отделения новой живописи. Первые поступления были скромными: в каталоге 1856 года числилось 29 картин, в 1867 году - 43, в 1872 году - 49. Это были работы дрезденских художников, купленные на средства фонда, созданного в 1843 году премьер-министром Саксонии Бернхардом фон Линденау (при нем королевская Галерея в 1839 году открылась для "прилично одетой публики"). Росту Отделения существенно способствовали решение в 1874 году саксонского Ландтага выделить специальные средства на покупку картин "патриотического характера" и фонд для приобретения работ "ныне здравствующих превосходных немецких художников", основанный в 1879 году промышленником Максом Прель-Хойером. Важную роль в становлении нового Отделения сыграл Карл Вёрман (автор очень популярной в свое время "Истории искусства всех времен и народов") - директор Дрезденской галереи в 1882-1909 годах. Хотя и при нем приобретались преимущественно картины официально признанных немецких художников, но, как истинный историк искусства, он стремился, преодолевая господствующие вкусы, представить в галерее важнейшие тенденции развития европейской живописи XIX века. При Вёрмене были приобретены первые картины зарубежных художников (Э. Мане, Г. Курбе, А. Бёклина).
К 1933 году Отделение новой живописи, благодаря многочисленным приобретениям первоклассных картин, пожертвованиям и подаркам частных лиц, окончательно перестало быть "придатком" Дрезденской картинной галереи и превратилось в самостоятельное подразделение, став в 1959 году отдельным музеем - Галереей новых мастеров. Постройка отдельного здания, планировавшаяся уже в конце XIX века, была начата, но проект так и остался неосуществленным - помешала Первая мировая война. До 1965 года новая живопись временно выставлялась в различных местах. В 1937 году нацистская борьба с "вырожденческим искусством" лишила Отделение более 50 картин художников европейского авангарда. Трагичны были и последствия Второй мировой войны - из фондов исчезло около 170 картин.
К эпохе романтизма относятся картины великого романтика К. Д. Фридриха и его последователей К. Г. Каруса, Г. Ф. Керстинга, Э. Ф. Оме, назарейцев Т. Ребеница, Ю.Ш. Каролсфельда, К.Г. Пешеля, своеобразного К. Блехена и позднего романтика Л. Рихтера. Особенности немецкого реализма очевидны при сопоставлении работ А. Менцеля, Б. Вотье, П. Мейерхейма, В. Лейбля. Разнообразие тенденций в живописи рубежа XIX и ХХ веков (импрессионизм, символизм, югендштиль) демонстрируют картины Г. Кюля, Ф. Штука, М. Клингера, М. Либермана, М. Слефогта, Л. Коринта, Р. Штерля, Г. Фогелера. Полотна Э.Нольде, К. Шмидт-Ротлуфа, К. Хофера - яркие примеры экспрессионизма, а картины А. Канольдта, В. Лахнита, К. Феликсмюллера - "новой вещественности", специфического феномена немецкого искусства 1920-х годов. Кураторы выставки - Биргит Далбаева, заместитель директора и хранитель Галереи новых мастеров Государственных художественных собраний Дрездена, доктор искусствоведения, и Б.И. Асварищ, заведующий сектором живописи XIX-XX веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. Автор статьи - Ульрих Бишоф, директор Галереи новых мастеров Государственных художественных собраний Дрездена, доктор искусствоведения.

Подобные материалы