Паула Модерзон-Бекер и художники Ворпсведе.

Даты проведения: 
с 21 сентября 2012 по 10 ноября 2012
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Зимнем дворце открыта выставка "Паула Модерзон-Бекер и художники Ворпсведе. Рисунки и гравюры 1895-1906", подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с Немецким культурным центром им. Гёте в Санкт-Петербурге и Институтом связей с зарубежными странами. Выставка проходит в рамках Программы "Год Германии в России и Год России в Германии 2012". Экспозиция, на которой представлено более шестидесяти рисунков и гравюр Паулы Модерзон-Бекер и ее коллег из Ворпсведе, а также рассказывающие об их жизни документальные фотографии, знакомит с одной из наиболее ярких страниц немецкого искусства рубежа XIX-ХХ веков.
В конце 1880-х годов молодые художники, среди которых были Отто Модерзон, Фриц Макензен, Ганс ам Энде, Фриц Овербек и Генрих Фогелер, поселились в небольшой деревушке Ворпсведе близ города Бремена на севере Германии. Они образовали художественную колонию, посвятив свое творчество заповедной природе этого удаленного края, его людям и их патриархальному быту. В середине 1890-х годов, после ряда выставок в крупнейших художественных центрах Германии, к Обществу художников Ворпсведе пришел успех. Учитывая важную роль гравюры и интерес к ней в немецком искусстве конца XIX века, стало неслучайным, что в 1895 году они организовали Союз офортистов в Вайерберге, где была оборудована по инициативе Ганса ам Энде гравировальная мастерская. Представленные на выставке сюиты гравюр "Из Вайерберга. Первая серия оригинальных офортов" (1895) и "Из Ворпсведе. Новая серия. 12 оригинальных офортов" (1897) относятся к периоду наибольшего успеха группы художников.
В конце XIX – начале ХХ веков в тихую деревню стали приезжать художники и писатели, у мастеров стали появляться последователи и ученики, среди которых была Паула Бекер. Сама попытка Паулы стать профессиональным художником была вызовом обществу. Путь в профессиональное изобразительное искусство был практически закрыт, поскольку желание женщины систематически заниматься живописью даже в образованных кругах общества воспринималась как отклонение от нормы. Паула Бекер смогла пойти наперекор общему мнению.
Талант молодой художницы формировался под значительным влиянием членов художественной колонии Ворпсведе. Паула сначала училась у Фрица Макензена. Ее картины написаны сильной и уверенной рукой. Отсутствие академической выучки и по-мужски твердый характер живописи придавали особую грубоватую выразительность формам, воплощенным с простотой и энергией. Около тысячи сохранившихся рисунков Паулы Модерзон-Бекер говорят о систематической серьезной работе художницы. На выставке представлено лишь одиннадцать из них. Ранние ее листы, такие как "Лодка на болоте" и "Голое дерево на фоне пейзажа", имели целью определить центральную тему пейзажа. Оба рисунка демонстрируют увлеченность Паулы стилистикой югендстиля, характерную для первых лет работы в Ворпсведе.
С техникой гравюры художницу познакомил Генрих Фогелер. Отражением этого сотрудничества художников стал офорт "Крестьянка, пасущая гусей", наиболее близкий по манере к работам Фогелера. Для Паулы гравюра осталась экспериментом, давшим интересные результаты, но так и оставшимся на периферии творчества.
Офорты Паулы Модерзон-Бекер, как и ее рисунки, отличает особая эмоциональность. Эти небольшие эстампы обладают качеством монументальности, присущей ее живописным полотнам. Она создала их всего тринадцать, и прижизненных оттисков не сохранилось. Знаменитый берлинский печатник Отто Фельзинг, с которым сотрудничали художники Ворпсведе, напечатал их несколько лет спустя после ее смерти.
В 1901 году Паула вышла замуж за пейзажиста Отто Модерзона, творчество которого также оказало на нее влияние. Представленные на выставке шесть пейзажных набросков Отто Модерзона, не имеющих такого характера живого поиска, которыми пронизаны работы его жены, дают возможность сравнить творчество супругов.
Очень скоро артистический круг Ворпсведе оказался для Паулы тесен. В 1900 году, в канун великих открытий в искусстве, она уехала в Париж, где для нее открылись новые горизонты современного искусства. Несколько месяцев, проведенных во французской столице, помогли художнице найти собственный путь в творчестве, далеко превзошедший рамки национальной школы, и еще не раз на протяжении ее недолгой жизни заставляли ее вернуться туда.
Куратор выставки – Дединкин Михаил Олегович, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: