Центр Помпиду в Эрмитаже.
В Аванзале Зимнего дворца открылась выставка, проходящая в рамках проекта "Центр Помпиду в Государственном Эрмитаже" и приуроченная к событиям "Года России во Франции и Года Франции в России – 2010".
На экспозиции представлено 12 шедевров французского искусства ХХ века из собрания Центра Помпиду – знаменитые работы Марселя Дюшана, Ива Кляйна, Мартиала Райсса, Жана Дюбюффе, Сезара, Романа Опалки, Роберта Филиу, Даниэля Бюрена, Жерара Гаруста, Жоржа Матьё, Бернара Лавье, произведения которых экспонируются в Санкт-Петербурге впервые.
Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Centre national d’art et de culture Georges Pompidou) – культурный центр в Париже, торжественно открытый в 1977 году по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Центр включает в себя Музей современного искусства, библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Выставки и прочие художественные акции, организованные и проведенные Центром в 1980-2000-х годах в рамках сотрудничества художников и кураторов, сделали его одной из главных мировых площадок собирания, показа и обсуждения актуального искусства.
Как заявил М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Размышляя о специфических эрмитажных приемах показа нового искусства в Эрмитаже, о нашем проекте "Эрмитаж 20/21", мы решили попробовать на время перенести центр Помпиду на нашу почву – российскую и особо – эрмитажную, и посмотреть, что получится. Это нам еще предстоит увидеть, но в любом случае, старая и новая публика Эрмитажа встретится с прекрасными и знаковыми образцами французского искусства ХХ века и новыми формами музейной деятельности, характерными для сегодняшнего дня".
Альфред Пакман, директор Национального музея современного искусства Центра Помпиду, в своей вступительной статье к каталогу подчеркнул: "Показ отобранных из собрания Центра произведений предлагает синтетический взгляд на основные тенденции современного искусства. Выставку открывает один из самых известных реди-мейдов Марселя Дюшана – знаменитая "Сушилка для бутылок" 1914 года, работа, проложившая новый путь для многочисленных художников. Затем следуют работы мастеров современного искусства, которые поставили под вопрос все то, что было обретено предыдущими поколениями, и предложили новые определения искусства. Эстетические формулировки – крайне разные по образу и подобию самого современного искусства, которое отказалось от принятия условностей и принадлежности к каким-либо школам. Их подходы соответствуют концепции движения Нового реализма, основанного в 1960 году, в которое вошли Ив Кляйн, Сезар и Мартиал Райсс. Это концептуальное искусство и искусство позиции связано с именами Бюрена, Опалки, Фильу и других. Это и созданные чуть ранее работы Жана Дюбюффе в их связи с ар-брют, и Жоржа Матье в их связи с лирической абстракцией, которая позволяет вспомнить художественные течения послевоенного времени. Наконец, другая хронологическая линия ведет к работам Лавье, Морелле и Гаруста, которые предлагают совершенно противоположное размышление о живописи – от самой крайней абстракции до фигуративности, насыщенной символикой. Выставку дополняют видеоработы, которые свидетельствуют о той значимости, которая сегодня признается за этими медиа".