Акварелист пушкинской эпохи.
В 2025 году исполняется 225 лет со дня рождения знаменитого русского акварелиста – Василия Семеновича Садовникова (1800 – 1879). Его можно с полным правом назвать певцом Петербурга пушкинского времени и XIX века в целом. Город на Неве стал сквозной темой его творчества – парадный и будничный, но всегда прекрасный.
Василий Семенович Садовников родился в семье дворовых крепостных крестьян княгини Н.П. Голицыной, послужившей прообразом старой графини в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Место его рождения неизвестно, но по переписи подушного податного населения семья его отца была приписана к деревне Месничи (Местничи) Мещовского уезда Калужской губернии, где располагалась усадьба княгини – Городня. Специального художественного образования Садовников не получил, «занимался сам собой», как отмечал художник.
Самые ранние акварели Садовникова относятся к 1820-м годам, сделаны на даче графов Строгановых на Черной речке и в их усадьбе Марьино под Тосной. В этот же период молодой художник исполнял видовые рисунки для Общества поощрения художников и пробовал силы в литографии.
Важным событием в творчестве Садовникова стало создание панорамы Невского проспекта по заказу комиссионера Общества поощрения художников, издателя А.М. Прево. В 1830 году была издана северная сторона проспекта, а в 1835 году – его южная сторона. Общая длина панорамы составила почти 16 метров. Литографии выполнили Илья и Петр Ивановы. Дух пушкинского времени отражен в этом прославленном документально-художественном произведении.
В январе 1838 года, после смерти княгиня Н.П. Голицыной В.С. Садовников со своей семьей получил вольную. В том же году Совет Академии художеств удостоил его звания свободного неклассного художника за акварельный перспективный вид Академической парадной лестницы с натуры (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Произведение экспонировалось на выставке в Академии художеств и привлекло внимание Николая I, который «весьма его хвалил» и назначил художнику аудиенцию в Аничковом дворце.
Вероятно, в те же годы Василий Садовников написал акварель «Михайловский дворец в Петербурге. Белый зал» (ГНИМА имени А.В. Щусева). Это первое изображение Белой гостиной Михайловского дворца, ее интерьер вызывал восхищение современников.
С той поры художник выполняет многочисленные императорские заказы: пишет петербургские виды, связанные с появлением новых гражданских и церковных зданий и других сооружений, с различными важными событиями в жизни северной столицы. В 1847 году он исполнил несколько акварельных видов Петербурга и его окрестностей для императорского подарка английской королеве, три из них представлены на выставке (Государственный Эрмитаж).
В.С. Садовников много работал по частным заказам. Он принял участие в создании акварелей для литографированного альбома «Album de Wilna», издававшегося Я.К. Вильчинским. В 1846–1848 годах художник побывал в городах Вильне, Ревеле, Ковно и их пригородах и сделал множество натурных зарисовок и станковых акварелей, опубликованных Вильчинским.
1850–1860-е годы художник регулярно выезжал в загородные императорские резиденции. В собрании Русского музея хранятся акварельные пейзажи Елагина острова, Павловска, Царского Села, Петергофа, Гатчины, усадьбы Гостилицы и дачи княгини З.И. Юсуповой в Гельсингфорсе.
Начиная с 1850-х годов Василий Садовников все чаще обращается к интерьерному жанру. В 1852–1854 годах он исполнил акварельную серию интерьеров Юсуповского дворца на Мойке, а в 1860-е годы – серию видов дома княгини З.И. Юсуповой на Литейном проспекте.
Художник работал до глубокой старости. Его брат П.С. Садовников отмечал, «что Василий никогда не расставался с карандашом и бумагой, четвертушками или даже осьмушками (1/8 листа), которыми были забиты его карманы, и рисовал везде и всегда».
В.С. Садовников прошел большой сложный творческий путь, сквозной темой его стал Петербург, с которым художник сроднился и который воспел в сотнях своих акварелей.
Государственный Русский музей благодарит за участие в выставке Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Царское Село» и Алексея Георгиевича Егорова, предоставившего произведение из своего собрания.