Выставка «Тайны дворцовых интерьеров».
В Инженерном доме Петропавловской крепости открыта выставка «Тайны дворцовых интерьеров. Секреты реставрации», посвященной деятельности Царскосельской янтарной мастерской.
Экспозиция рассказывает о грандиозных реставрационных проектах, выполненных специалистами мастерской за 40 лет работы: воссоздании и реставрации Янтарной комнаты, Лионского зала, Церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце, Агатовых комнат в Екатерининском парке; представляет «возвращенные к жизни» предметы декоративно-прикладного искусства из дерева, металла, янтаря, камней-самоцветов, украшавшие некогда интерьеры царскосельских дворцов; а также демонстрирует авторские творческие работы художников-реставраторов.
Царскосельская янтарная мастерская была организована в 1979 году для воссоздания похищенной нацистами во время Великой Отечественной войны Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском Селе. Уникальный интерьер пришлось восстанавливать на основе только 100 довоенных черно-белых фотографий, одного цветного слайда и осыпи сохранившегося янтарного декора. Выставка рассказывает о сложнейшей, кропотливой работе реставраторов, которая потребовала изучения и восстановления забытых технологий художественной обработки и колорирования янтаря, применявшихся в XVII – XVIII веках: от инталийных гравировок до объемной резьбы. Оценить мастерство реставраторов на выставке позволяют выполненные для Янтарной комнаты панно и декоративные элементы из «солнечного камня».
Интерьер Янтарной комнаты украшали четыре флорентийские мозаики, изображавшие аллегории пяти человеческих чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания и обоняния. Поэтому очередным этапом реставрации стало освоение итальянской мозаичной техники и процесс подбора камне-самоцветного сырья на всей территории Советского Союза. В экспозиции демонстрируются мозаичные панно «Зрение», «Слух» и «Вкус», выполненные из яшмы, нефрита, лазурита, оникса и других натуральных камней.
Приобретенный опыт обработки янтаря специалисты мастерской с успехом применили при научной реконструкции предметов из так называемых Кёнигсбергской и Берлинской коллекций, хранившихся в художественных собраниях Кёнигсберга и утраченных в годы Великой Отечественной войны. Янтарные шедевры немецких мастеров XVI-XVIII веков были воссозданы современными реставраторами по книге директора художественных собраний Кёнигсберга А. Роде «Янтарь — немецкий материал» (1937). На выставке представлены янтарные шкатулки, штофы, чаши, кабинет–шкафчик, выполненные в стиле немецкого барокко; для них характерны сложные оригинальные конструкции, затейливая резьба и великолепные гравировки.
Следующими реставрационными проектами, выполненным мастерской, стали декорированные уразовской яшмой Агатовые комнаты, и Лионский зал, в отделке которого использован лазурит. Эти интерьеры прошли комплексную реставрацию, включающую работу с живописью, деревом, лепниной, позолотой и т. д. Но особенно впечатляет выполненная с исключительным мастерством работа специалистов с каменной облицовкой интерьеров, с декоративными предметами из камней-самоцветов, с инкрустированной мебелью, которая потребовала освоения техники обработки полудрагоценных камней, применявшейся русскими камнерезами XVIII столетия. На выставке можно увидеть фрагменты отделки залов, декоративные вазы из яшмы, мебель, декорированную афганским лазуритом.
Кроме того посетители выставки смогут узнать о процессе реставрации Церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце и мраморного фонтана в Собственном садике в Екатерининском парке.
Отдельным направлением в работе Царскосельской мастерской является воссоздание, реставрация и исполнение реплик исторической мебели и других произведений декоративно-прикладного искусства. Представленные в экспозиции мебельные гарнитуры, столы, бюро, вазы, настольные лампы выполнены в разных стилях: от стиля Людовика XIV до модерна и ар-деко. Все эти произведения демонстрируют умение специалистов работать с целым спектром декоративных материалов: с деревом, бронзой, камнем, фарфором, стеклом, перламутром, янтарем, тканью.
Уникальным опытом для специалистов мастерской стала работа над реставрацией памятника советского камнерезного искусства конца 1930-х годов — мозаичного панно «Индустрия социализма», на котором в технике флорентийской и русской мозаики с географической точность изображена карта СССР. Размер предмета 4,5 х 5,9 метра, общий вес 3 тонны. Для создания карты были использованы золоченое и патинированное серебро, изумруды, александриты, аметисты, топазы, аквамарины, рубины, сапфиры, горный хрусталь и целый перечень других драгоценных и полудрагоценных камней. Этой сложнейшей работе посвящен целый раздел выставки.
Царскосельские мастера работают не только в сфере реставрации памятников, но и занимаются активной творческой деятельностью. Ими создана целая галерея произведений искусства, отличающихся красотой и оригинальностью, свидетельствующая о высочайшей квалификации, таланте и художественном вкусе их создателей. Некоторые из них можно увидеть на выставке.
И здесь любимым материалом художников остается балтийский янтарь. В технике янтарного плоского набора выполнены иконы «Святой Владимир», «Святой Николай Чудотворец», «Святой Георгий Победоносец», «Троица Ветхозаветная», портреты российских правителей Петра I и Екатерины II. Также представлены янтарные панно, изображающие исторические произведения живописи и графики, такие как картина немецкого художника-ориенталиста А. Шрейера «Погоня» и произведения китайских и тибетских мастеров «Четыре великих красавицы Китая», «Будда медицины» и «Бодхисаттва Манджушри». Используя богатейшие декоративные возможности «солнечного камня» реставраторы Царскосельской янтарной мастерской передают все художественные нюансы оригинальных произведений.
Уникальны по сложности художественного замысла и исполнения объемные предметы из янтаря — серия пасхальных яиц с бюстами российских монархов и шахматы «Ледовое побоище». Шахматные фигуры, выполненные из цельных кусков балтийского янтаря, изображают русских воинов Александра Невского и рыцарей Ливонского ордена. Искусная резьба и тончайшие гравировки позволяют передать все особенности воинского обмундирования XIII века: мельчайшие детали шлемов, кольчуг, мечей, секир. Хорошо прочитываются даже выражения лиц воинов.
Также демонстрируются авторские работы из камней-самоцветов. Среди них фигурки–типажи «Цыганка», «Еврей», «Фокусник», «Запорожский казак», «Восточный полдень» и оригинальная ваза «Асклепий – бог врачевания».
Специалисты мастерской принимали участие в создании серии дипломатических подарков под условным названием «Драгоценные книги». Созданные ими футляры и обложки для книг из ценных пород дерева декорированы золотом, драгоценными (изумрудами, рубинами, аметистами, бриллиантами) и полудрагоценными камнями и, конечно же, янтарем. Посетители выставки смогут увидеть книги «Державные правители России», «Мстиславово Евангелие», «Коран Халифа Усмана», «Сутра благой кальпы», «Забытое искусство Китая», «Нобелевские лауреаты», «Президенты США», «Арабские скакуны».
Еще одним ярким проектом мастерской в области оформления ценных книг стала работа над проектированием и изготовлением футляров для 30-ти томов факсимильного издания 1841 года «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» под редакцией А. В. Висковатова. Лицевые стороны деревянных ларцов украшают композиции из твердого камня с изображениями русских воинов в обмундировании разных полков и родов войск. Объемные фигуры вырезаны из твердого камня, ландшафт фона набран в технике флорентийской мозаики, а детали военной амуниции выполнены из ювелирных металлов. Эта эффектная книжная серия в полном объеме представлена на выставке.