Невоспетый герой русского авангарда.

Даты проведения: 
29 ноября 2018
Время начало мероприятия: 
15.00
Международная книжная ярмарка Non/fiction
Адрес: 
ул. Крымский Вал, 10
2 этаж, Зона семинаров №1, зал 8
Москва
Россия

Мемуары Николая Пунина впервые изданы целиком и проливают свет на становление искусства русского авангарда в годы революции. Книга выпущена издательством «Энциклопедия русского авангарда». Ее презентация пройдет 29 ноября 2018 г. на книжной ярмарке Non/fictio№ в ЦДХ.
«В борьбе за новейшее искусство» – так назвал свою книгу один из виднейших теоретиков русского авангарда Николай Пунин, готовя ее к изданию в 1931 году. Она задумывалась как первая часть грандиозного очерка, охватывающего 10 лет становления советского искусства по горячим следам. События, описанные в книге, проливают свет на переломный для авангардного искусства период – с 1916 по 1917 год. Вторую часть автор предполагал посвятить периоду с 1918 по 1925 г. Однако, даже уже написанная книга не была издана.

Николай Харджиев, работавший в то время редактором в издательстве ИЗОГИЗ, писал Пунину: «…Ван Гога и Магога ИЗОГИЗа Щекотов и Антонов потратили немало усилий, чтобы закрыть Вашу книгу. И закрыли». Пунин предпринял еще несколько попыток опубликовать свой труд, однако драматические события последующих десятилетий сделали это невозможным. Уже в двадцатые годы работы Пунина подвергались жесткой цензуре, позднее его перестали печатать, а послевоенная открытая борьба советского художественного официоза с инакомыслием привела к гибели ученого. Целиком книга никогда ранее не печаталась, лишь одна глава из нее публиковалась в нескольких советских изданиях.

«В борьбе за новейшее искусство» – это не столько воспоминания, сколько попытка автора изложить в систематизированном виде факты и события, к которым он имел непосредственное отношение. Через призму своего восприятия времени и искусства он выделяет явления, послужившие толчком для художественных процессов в России конца 1910-х годов.

Книга рассказывает о многочисленных жизненных и исторических пересечениях: «Мир искусства» и «Аполлон», «Мир искусства» и «Союз деятелей искусств», личные пересечения Бруни и Пунина, круг «Квартиры №5» и Татлин, и многом другом. Беспощадная честность, с которой Пунин высказывает свою точку зрения на происходившее в эти годы, делала его опасным и неудобным оппонентом для советской номенклатуры. Многие из событий, описанных автором как очевидцем, станут известны читателю впервые. В своих воспоминаниях Пунин не только тонко анализирует художественную жизнь Петрограда в один из важнейших для авангардного искусства моментов, но и пишет об этом прекрасным литературным языком.

Современное издание представляет собой наиболее полный вариант мемуаров, составленный на основе архивных материалов, сохранившихся в семье. Оно подготовлено к печати потомками Пунина – Анной Каминской, Петром и Николаем Зыковыми при участии Андрея Сарабьянова. Книга адресована как специалистам, так и широкой публике, интересующейся искусством русского авангарда. Она представлена на сайте издательства «Энциклопедия русского авангарда» http://rusavangard.ru

Официальная презентация книги пройдет в 29 ноября 2018 г., на Международной книжной ярмарке Non/fiction в день 130-ленего юбилея Николая Пунина. В рамках события также будет представлена первая биография Пунина на русском языке, написанная искусствоведом Натальей Мюррей и опубликованная издательством СЛОВО/SLOVO.

Николай Николаевич Пунин (1888-1953) – художественный критик, выдающийся историк и теоретик искусства, музейный деятель. Один из создателей коллекции новейшего искусства Русского музея, друг и соратник Татлина, Митурича и Бруни. Муж Анны Ахматовой. В первые послереволюционные годы Пунин принимал активное участие в строительстве новой художественной культуры. С 1918 по 1921 гг. он в качестве комиссара Русского музея и Эрмитажа занимался разработкой принципиально новых музейных концепций. В этот же период Пунин являлся главным редактором газеты «Искусство коммуны» и, наряду с Бриком, Маяковским, Малевичем, Шкловским, Пуни, Альтманом, – одним из ее активных авторов. Им написано более 200 статей и монографий, среди которых работы, посвященные творчеству Андрея Рублева, В. Е. Татлина, В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы, М. С. Сарьяна, К. С. Петрова-Водкина, Н. Пиросмани, Б. Д. Григорьева. Свое отношение к искусству Н. Н. Пунин определил так: «У меня в сущности есть только один, но настоящий дар: я умею понимать живопись и умею раскрывать ее другим».

Об «Энциклопедии русского авангарда»
Энциклопедия русского авангарда – издательский и культурный проект, направленный на популяризацию русского авангарда. Он сформировался в результате работы над фундаментальной 3-томной «Энциклопедией русского авангарда», выпущенной в 2013-2014 годах. Издание было отмечено рядом наград, включая «Книгу года» и победу в национальном конкурсе «Лучшие книги года – 2015». В конце 2016 г. энциклопедия вышла на французском языке, и в марте 2017 г. была представлена в Центре Жоржа Помпиду в Париже.
На базе издательства был основан культурный проект, со временем выросший в просветительский центр с собственным сайтом, выставками и образовательными программами, реализующимися в партнерстве с Центром авангарда Еврейского музея. В апреле 2017 г. запущена онлайн-энциклопедия русского авангарда. Официальный сайт проекта http://rusavangard.ru

Подобные материалы