Две Венеции.
«Многочисленные каналы бороздят город, выстроенный, словно северная Венеция, на многих островах». Такой отзыв о Петербурге оставил в своей книге «Путешествие в Россию» поэт и критик Теофиль Готье. Первым сравнив Петербург с Венецией, он дал ему имя, оставшееся в веках. Как и французский путешественник, художник В. А. Татаренко пытается при помощи своего искусства сравнить два таких схожих и в то же время разных города, будто двух красавиц-соперниц.
Тема сказочно волшебного города на воде давно волновала воображение художника. Всё началось еще в далекие годы обучения в Одесском художественном училище, когда Виктор с товарищами, сбежав из альма-матер, отправился на пароходе в город Вилково, известный также под другим названием – «Украинская Венеция». Город каналов очаровал художника и врезался в память на долгие годы. Проведя там несколько дней, работая на пленэре, Виктор возвратился в стены училища с изрядным количеством натурных работ. Как напоминание об этом событии в экспозиции представлена студенческая акварель 1968 г. «Вилково. Дебаркадер», пронизанная поэзией прозрачно-зеленой воды. Перебравшись в Ленинград, художник не уставал воспевать красоту ставшего родным города на Неве, величественно холодной Северной столицы. Продолжает эту работу он и по сей день, создавая обширную серию живописных работ («Крюков канал. Старо-Никольский мост», «Петербург. У храма на Крови», «Мост через Неву» и т. д.).
В Венеции Виктор Алексеевич побывал не однажды, принимая участие в международных симпозиумах и конгрессах по живописи и мозаике. Этот город на воде, раскинувшийся на множестве островов, соединенных между собой бесчисленными мостами, заворожил мастера своим великолепием, колоритом и безудержным весельем венецианского карнавала. Яркое, полуденное солнце в работе «Венеция. У площади Сан-Марко» искрится на стенах Дворца Дожей, ослепляя зрителя белизной итальянского мрамора. Поистине чарующую атмосферу теплого южного вечера художнику удалось передать в работе «Яхты в лагуне», где ласковая заря переливается нежно-лиловыми оттенками.
На выставке также обширно представлены «портреты» котов. Еще в 1988 г., изобразив кота Бегемота из романа М. Булгакова, В. Татаренко начал развивать «кошачью» тему и создал к настоящему моменту обширный пародийный цикл, состоящий из живописных и графических работ. Коты Венеции и Петербурга – тема, заслуживающая отдельного внимания, ведь именно благодаря этим пушистым животным жемчужина Адриатики и ее северная тёзка были спасены от крыс. В знак уважения художник выполнил большую живописную работу «Белый сон», где петербургский кот как верный страж на фоне величественного Исаакиевского собора охраняет свой город от серой напасти. Венецианские же коты более праздны. Художник представляет их этакими усатыми ловеласами, бросающими на местных красоток томные взгляды через узкий вырез маски.
Кроме живописных и графических работ Виктор Татаренко представил фотографии милых итальянских улочек-каналов, фонтанов и строгих архитектурных ансамблей Северной Венеции. Многие из этих фоторабот находятся в собрании Государственного Русского музея.
Виктор Алексеевич Татаренко родился в 1950 г. в г. Донецке. Окончил Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова, а затем Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, отделение монументально-декоративной живописи. Член Союза Художников России, Международной ассоциации современной мозаики, Международной ассоциации художников искусствоведов, Общества акварелистов, Международной ассоциации искусств Юнеско.
Тимофеева Галина.