Путешествие в страну детства.

Скульптура Девочка с подарками. 1925. Модель Н. Я. Данько (1924). Роспись Е. Я. Данько. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота.
Ваза Дети. 1938. Форма С. Е. Яковлевой Китайская (вторая половина 1930-х). Роспись А. М. Ефимовой. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота.
Ваза Дети. Фрагмент. 1938. Форма С. Е. Яковлевой Китайская (вторая половина 1930-х). Роспись А. М. Ефимовой. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота.
Скульптура «Мальчик с собакой» («Юный пограничник»). 1951. Модель Г.С. Столбовой (1950). Роспись: Е. Н. Лупановой. Фарфор; роспись надглазурная полихромная.
Скульптура «Мальчик с лошадкой». 1960. Модель Г. С. Столбовой. Роспись К. Г. Косенковой. Фарфор; роспись надглазурная полихромная. Скульптура «Колыбельная». 1960. Модель Г. С. Столбовой. Роспись К. Г. Косенковой. Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Скульптура «Филипок» по одноименному рассказу Л. Н. Толстого. 1950–1960-е. Модель А. Ф. Пахомова (1946?). Роспись Е. Н. Лупановой. Фарфор; роспись надглазурная полихромная.
Советский и современный фарфор.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 23 декабря, 2023 (Весь день) по воскресенье, 21 апреля, 2024 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Западине Восточной галереи Зимнего Дворца (Зал № 152) открыта двадцать вторая выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» ‒ «Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор».
Экспозиция представляет произведения мастеров советского и современного фарфора, посвященные миру детства.
«Фарфор ‒ любовь Эрмитажа, дети ‒ его любимая аудитория; вместе получается прекрасный рождественский подарок», ‒ говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Детские образы – одна из прекрасных и неисчерпаемых тем мирового искусства. Она нашла свое особенное понимание и восприятие у советских художников, став своеобразным зеркалом эпохи, отразив основные вехи истории страны. Детская тематика получила широкое воплощение в произведениях мелкой тиражной пластики Ленинградского фарфорового завода 1930-х ‒ 1960-х годов.
В составе экспозиции более 180 работ, представленных по тематическо-хронологическому принципу. Это разнообразные скульптурные произведения, образцы мелкой фарфоровой пластики, фарфоровые пласты, сервизы и композиции, блюда, вазы. Все они созданы на первом в России фарфоровом заводе, в настоящее время ‒ АО «Императорский фарфоровый завод».
В зале показаны произведения таких художников, как Александра Щекотихина-Потоцкая, Мария Лебедева, Тамара Безпалова-Михалева, Анна Ефимова, Юрий Васнецов; скульпторов ‒ Наталья Данько, Таисия Кучкина, Казимир Рыжов, Софья Велихова, Галина Столбова, Ефим Гендельман, Василий Стамов, Эльвира Еропкина и других. Часть из них училась в Академии художеств у известного скульптора и педагога Александра Матвеева (1878‒1960). Множество созданных этими мастерами образцов для массового производства стали классикой советского фарфора.

Отдельное внимание на экспозиции уделено творческому наследию народного художника СССР Алексея Пахомова (1900 ‒ 1973), сотрудничавшего с заводом до и после Великой Отечественной войны. В фарфоровой скульптуре, как и в получившей широкую известность станковой и книжной графике, А. Ф. Пахомову удалось создать очень трогательные и эмоциональные детские образы. Прототипами некоторых юных героев стали персонажи оформленных художником детских книжек. На выставке можно увидеть его работы «Мальчик с противогазом», «Юная балерина», «Школьница», «Первоклассник», «Филипок» и другие.
Наряду со скульптурой малых форм, выпускаемой заводом большими тиражами и объединенной темой «счастливого советского детства», наиболее полно отразившейся в пластике Софьи Велиховой и Галины Столбовой, в зале показаны уникальные авторские вещи. Например, живописные вазы Анны Ефимовой 1930 – 1940-х годов с изображением матерей и детей, а также крупноформатные детские портреты Таисии Кучкиной, Николая Дыдыкина, Пелагеи Шуриги.
Тема детства находит отражение и в творчестве современных мастеров АО «Императорский фарфоровый завод», с их произведениями можно познакомиться на экспозиции.

Созданная по тематическо-хронологическому принципу выставка впервые в таком объеме раскрывает тему детства, успешно разработанную в советском фарфоре, показывая в полной мере это яркое и самобытное явление в искусстве русского фарфора. Экспозиция рассказывает, как обращались к образу ребенка художники на протяжении XX столетия и в наши дни, как он менялся в советском и современном фарфоре. Разнообразны сюжеты представленных произведений. Они посвящены материнству, школьникам-пионерам; досугу малышей, детским играм, спорту, увлечениям; детям и животным, цирку.
После Октябрьской революции глобальные изменения, произошедшие в стране, коснулись всех областей жизни нового государства. Эти события повлияли и на фарфоровое производство, на творческие искания художников завода, ставшего государственным. В ряду раннего советского фарфора с преобладанием политической пропаганды тема детства звучала очень скромно, изредка появляясь преимущественно в росписях Александры Щекотихиной-Потоцкой (1892‒1967) и пластике Наталии Данько (1892‒1942). На экспозиции можно увидеть блюдо «Свадьба», поднос «Ангел с малюткой», тарелку «Материнство», созданные Александрой Щекотихиной-Потоцкой, а также скульптуры Наталии Данько: «Девочка, продающая цветы» (подставка для перьев) «Мальчик-газетчик» (пресс для бумаг); фарфоровые скульптуры: «Танцующая девочка» и «Девочка с подарками».
Отдельное внимание на выставке уделено творческому наследию народного художника СССР Алексея Пахомова (1900 ‒ 1973), сотрудничавшего с заводом до и после Великой Отечественной войны. В его творчестве главным источником вдохновения были дети. Кроме знакомых всем с раннего возраста иллюстраций к детским книгам и журналам, большого количества станковых графических листов на темы из жизни советских ребят А. Ф. Пахомов выполнил ряд работ в фарфоровой скульптуре. В 1939 году по предложению заведующей скульптурным отделением Н. Я. Данько он вылепил две модели – «Мальчик с противогазом» и «Юная балерина», которые были приняты Ленинградским фарфоровым заводом имени М. В. Ломоносова для массового производства. На экспозиции можно увидеть оба эти произведения и их модели. В послевоенный период сотрудничество с заводом продолжилось, и мастер сделал еще несколько скульптур изображающих детей: «Школьница», «Первоклассник», «Филипок», «Девочка с курочкой», «Моряк» и другие. В основном художник изображал ребят из своего ближайшего окружения. Прототипами некоторых юных героев стали персонажи оформленных А. Ф. Пахомовым детских книжек, такие, как «Мальчик с противогазом» и «Филипок».
Мотивы счастливого материнства и беззаботного, радостного детства в скульптуре последовательно развивали мастера завода ‒ Таисия Кучкина и Галина Столбова, представлявшие классические традиции, заложенные «матвеевской школой пластики». Созданные в духе своей эпохи, их произведения наполнены вневременным очарованием, теплотой и притягательностью. Удивительно пластичные, мягко смоделированные фигуры тактично дополняют росписи Елизаветы Лупановой, Тамары Безпаловой-Михалевой, Лидии Лебединской, Лии Орловой.
В творчестве Анны Ефимовой лиричная детская тема была одной из ведущих. Наиболее часто художница обращается к ней в работах 1930-х годов, так в декоративных росписях предметов сервиза «Ясли» (1934) изображены играющие, гуляющие в саду, спящие малыши, молодые женщины с маленькими детьми.
В 1920‒1930-е годы одним из самых востребованных в советском искусстве было изображение пионеров. Эта тема находит отклик в росписях ваз Михаила Моха, Марии Лебедевой, кофейника и подноса Тамары Безпаловой-Михалевой. На выставке представлены также скульптурные произведения Марии Страховской «Пионер с барабаном», «Пионер с флагом»; бюст «Пионер» по модели Николая Дыдыкина.
Заметное место в фарфоровом производстве 1930-х годов занимал станковый портрет. Помимо заказных, официальных скульптурных изображений, некоторые авторы обращались к камерным и лиричным детским образам. Если в мелкой тиражной пластике образы детей чаще всего носили обобщенный характер, то в станковой скульптуре они приобретали портретные черты. Наиболее плодотворно в этой области работала Таисия Кучкина. В 1937 ‒ 1938 годах на заводе были отлиты несколько крупных портретов детей по созданным ею моделям: «Бюст девочки», «Портрет девочки», «Голова мальчика». Обращает на себя внимание и другое произведение этого автора ‒ двухфигурная композиции «Юность». Скульптурное изображение «Девочки-пионерки Азербайджана», показанное впервые, выполнено Пелагеей Шуригой. Оно иллюстрирует интересный опыт завода по изготовлению серии из 11 монументально-декоративных скульптур на тему «Дети народных республик» для пионерского лагеря «Артек».
Популярная в советской скульптуре в 1930-е годы тема дружбы детей и животных представлена работами Казимира Рыжова («Девочка с цыплятами», «Девочка с козленком»), Таисии Кучкиной («Девочка с кроликами», «Девочка с котенком») и другими.
С середины 1950-х годов на Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова детская тематика занимала одну из лидирующих позиций, к ней в послевоенный период обращались многие скульпторы: Софья Велихова, Галина Столбова, Ефим Гендельман, Василий Стамов, Борис Воробьев, Мария Холодная, Лидия Квашенинникова, Ия Венкова. Работы этих мастеров можно увидеть в зале. За почти 16 лет работы на заводе скульптор Галина Столбова исполнила более шести десятков моделей для массового производства. В составе экспозиции работы мастера, ставшие своеобразным символами эпохи: Скульптура «Мальчик с собакой» («Юный пограничник»); «Школьница»; «Первый раз в школу»; «Девочка с лыжами» («Лыжница»); скульптурная группа «Санитарка» («Чистые ли у тебя руки?») и многие другие. Активное развитие в фарфоре второй половины ХХ века получил интерес к изображению традиций и обычаев народов большой страны (Вазы «Дети и фрукты», «Ясли Таджикистана», «Материнство и ясли» Анны Ефимовой).
В фарфоре послевоенного периода детские образы нередко показаны в контексте литературной темы. На выставке экспонируются популярные в то время скульптуры «Ленин в детстве» и «Юный Пушкин» Софьи Велиховой, а также работы Бориса Воробьева «Ванька Жуков» и «Варька», созданные к 100-летию со дня рождения А.П. Чехова. В 1950 ‒ 1960-е годы по рисункам Юрия Васнецова было выполнено несколько детских комплектов по мотивам русских народных сказок: «Теремок», «Сорока – белобока», «Колобок», «Зайкин домик». Над созданием посудных форм для детей работали скульпторы Серафима Яковлева, Владимир Семенов, Анна Лепорская. Их украшали веселые и яркие росписи таких художников как Иван Ризнич («Пуховички»), Нина Павлова («Азбука»), Лариса Григорьева («Цирк»), Елена Маева («Божья коровка») и других. Немного позднее варианты росписи на тему цирковых представлений для сервизных форм предложили художники завода Лариса Григорьева и Андрей Ларионов.
В 1970 – 1980-е годы заканчивается золотой век многотиражной жанровой пластики малых форм, а с ней теряет масштаб и былую популярность тема детства в искусстве фарфора. В скульптуре Ленинградского фарфорового завода 1980-х годов к детской теме обращалась Эльвира Еропкина. Ее пластические этюды «После работы» и «Сказка», показанные на выставке, продолжают лучшие традиции жанровой скульптуры Наталии Данько.
В уникальном авторском фарфоре современных художников завода детская тема представлена немногочисленными, но очень разнообразными произведениями. Для большинства мастеров она связана с добрыми и светлыми воспоминаниями и впечатлениями собственного детства, теплыми родительскими чувствами. На выставке экспонируются работы: Юлии Доголяцкой, Нелли Петровой, Анны Трофимовой, Любови Цветковой, Татьяны Чапургиной и других мастеров.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный каталог «Путешествие в страну детства. Советский и современный фарфор» (2023). Авторы статей каталога: Н. А. Щетинина – «Все мы родом из детства»; В. А. Пахомова-Гёрес ‒ «Фарфоровые дети А. Ф. Пахомова». Каталог сопровождает вступительное слово Г. В. Цветковой, председателя Совета директоров АО «Императорский фарфоровый завод».
Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа (Заведующая Отделом Анна Владимировна Иванова).
Куратор выставки и составитель каталога: Наталья Анатольевна Щетинина, научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Материалы из архива: