Мебельные раритеты семьи Демидовых.

Мебельные раритеты семьи Демидовых.
Комод из Пратолино. Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант, моржовая и мамонтовая кость, серебро; набор, фанерование, инкрустация, чеканка. Россия, Санкт-Петербург. 1767–1777 годы.
Комод из Пратолино. Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант, моржовая и мамонтовая кость, серебро; набор, фанерование, инкрустация, чеканка. Россия, Санкт-Петербург. 1767–1777 годы.
Комод из Эрмитажа (до реставрации). Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант, моржовая и мамонтовая кость, цинк, латунь, медь, сталь; набор, фанерование, золочение, инкрустация, чеканка, гальванопластика. Россия, Санкт-Петербург 1767–1777 годы.
Комод из Эрмитажа (до реставрации). Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант, моржовая и мамонтовая кость, цинк, латунь, медь, сталь; набор, фанерование, золочение, инкрустация, чеканка, гальванопластика. Россия, Санкт-Петербург 1767–1777 годы.
Комод из Эрмитажа (после реставрации). Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант, моржовая и мамонтовая кость, цинк, латунь, медь, сталь; набор, фанерование, золочение, инкрустация, чеканка, гальванопластика. Россия, Санкт-Петербург 1767–1777 годы.
Комод из Эрмитажа (после реставрации). Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант, моржовая и мамонтовая кость, цинк, латунь, медь, сталь; набор, фанерование, золочение, инкрустация, чеканка, гальванопластика. Россия, Санкт-Петербург 1767–1777 годы.
Комод из Эрмитажа (после реставрации). Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант, моржовая и мамонтовая кость, цинк, латунь, медь, сталь; набор, фанерование, золочение, инкрустация, чеканка, гальванопластика. Россия, Санкт-Петербург 1767–1777 годы.
Мебельные раритеты семьи Демидовых.
Мебельные раритеты семьи Демидовых.
Мебельные раритеты семьи Демидовых.
История и реставрация.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 13 марта, 2024 (Весь день) по воскресенье, 12 мая, 2024 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже представлена выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация». Экспозиция, развёрнутая в Арапском зале Зимнего дворца, посвящена окончанию реставрации раритетного образца русской мебели – наборного комода с вензелем Екатерины Великой.

В 2021 году коллекционер М. А. Суслов приобрёл на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино, бывшего итальянского владения Демидовых. Комод является парным предмету мебели из коллекции Государственного Эрмитажа. Однако эрмитажный образец дошёл до нашего времени с заметными утратами, исказившими его первоначальный облик. Благодаря работе эрмитажных реставраторов был воссоздан оригинальный вид музейного предмета по образцу комода из Пратолино. На выставке экспонируются не только оба комода, принадлежавших семье заводчиков Демидовых, но и портреты известных представителей их рода, связанных с историей бытования мебельной пары. Здесь же можно увидеть медные изделия в стиле рококо, относящиеся к продукции нижнетагильских заводов третьей четверти XVIII века.

Комод из эрмитажного собрания декорирован в технике наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Он был исполнен в Санкт-Петербурге в 1760-е–1770-е годы по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводчика, владельца металлургических предприятий в Сибири (территория Приуралья, где находилась бóльшая часть его заводов, до 1782 года относилась к Сибирской губернии). У парного комода из Пратолино аналогичные форма корпуса, наборные сюжетные и орнаментальные композиции, а также фигурные накладки из металла. Причем, у комода из эрмитажного собрания все накладки – из золоченой меди, а у его «собрата» – из серебра. Наборная символика на крышках комодов, их презентативный вид указывают на то, что эти мебельные раритеты были исполнены в качестве особого дара для императрицы Екатерины II; однако церемония подношения по каким-то причинам не состоялась.

Долгое время историческое происхождение музейного экспоната было неизвестно, пока издание аукционного каталога «Sotheby’s» (апрель 1969), включавшего наследственные вещи Демидовых из виллы Пратолино в Италии, не послужило основанием, позволившим связать его с именем знаменитой семьи русских заводчиков. В каталоге была помещена фотография комода, практически парного эрмитажному, только с серебряными, а не с золочёными деталями.
Если наборный комод из Пратолино сохранил свой первоначальный вид, то у его эрмитажной пары, как выяснилось, еще до революции 1917 года были срезаны нижние «фартуки», изогнутые ножки, сняты с углов рельефные накладки и фигурные ручки на ящиках. Их заменили поздними грубыми доделками. Вместо наборного медальона на крышке комода появился цинковый, с простой гравировкой.
Почти полвека после аукциона 1969 года комод из Пратолино продолжал находиться за границей, и только в 2021 году он был приобретен М. А. Сусловым, вице-президентом Международной конфедерации российских коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. При его поддержке, по серебряным оригиналам в технике гальванопластики были изготовлены для эрмитажного комода точные копии недостающих золочёных деталей из меди.
Тщательно изучив и сопоставив оба предмета, специалисты Эрмитажа разработали методику по воссозданию первоначального облика этого редкого образца времени Екатерины Великой. Все намеченные этапы работы были проведены в Лаборатории научной реставрации мебели Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. Главным исполнителем стал художник-реставратор высшей категории А. В. Кащеев. По шаблонам, снятым с парного образца, им были восполнены утраченные «фартуки» в нижней части корпуса и ножки в стиле рококо. После специальной подготовки на деревянный корпус комода нанесено новое покрытие из шеллачной политуры; проведена полная расчистка сохранившихся подлинных деталей из металла, укреплены на корпусе комода новые золочёные накладки. Для верхней плоскости комода художник-реставратор II категории Б. А. Кузнецов исполнил в технике наборного дерева медальон с вензелем «ЕII».

На выставке в Эрмитаже оба комода впервые представлены вместе после того, как они были «разлучены» в середине XIX века. На экспозиции показаны портреты наследников Н. А. Демидова, причастных к истории бытования уникальной пары, а также изделия нижнетагильских заводов с клеймом «SIBIR» и элементами государственной символики, аналогичными декоративным мотивам на комодах.

В Государственного Эрмитаже готовится научное издание (2024), посвященное материалам выставки. Автор – Н. Ю. Гусева.
Куратор выставки – Наталья Юрьевна Гусева, заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, хранитель коллекции русской мебели.

Материалы из архива: