Михаил Шварцман и его ученики.

Даты проведения: 
с 23 мая 2012 по 24 июня 2012
Строгановский дворец Русского музея
Адрес: 
Невский пр. д. 17
Санкт-Петербург
Россия

В Строгановском дворце Русского музея открыта выставка произведений выдающегося мастера советского неофициального искусства второй половины ХХ века Михаила Шварцмана (1926-1997) и его учеников. Это уже третья выставка Шварцмана в Русском музее: предыдущие прошли в 2001-м и 2008-м. На сей раз на экспозиции представлены не только картины самого Шварцмана, но и произведения учеников созданной им «Иератической школы»: более 50 живописных и графических работ из личных собраний художников.
Такие понятия, как «школа» или «мастерская» живописи, даже в сравнительно молодой русской культуре известны давно, еще с допетровских времен (например, иконописная мастерская Дионисия). С появлением Академии художеств в середине XVIII века понятия «воспитанник», «ученик», «профессор» стали обыденными.
С течением времени роль главного наставника и художественного идеолога постепенно сходила на нет. Тем не менее, в истории советской живописи нельзя не отметить такие художественные явления, как мастерская УНОВИС, возглавлявшаяся Казимиром Малевичем, в которой учились Николай Суетин, Вера Ермолаева, Илья Чашник, или школа Павла Филонова, воспитавшая Юрия Хржановского, Алису Порет, Софью Закликовскую. Во второй половине ХХ века понятие «школа» закрепилось за последователями очень немногих мастеров. Особое место среди них занимает Михаил Шварцман.
К концу 1960-х Шварцман окончательно сформулировал свою концепцию как «иератизм», производя этот термин от древнегреческого hieros – «священный», «знаковый». В своем творчестве художник обращался к сложным философско-религиозным аспектам бытия и создавал, как сам он считал, уникальный «невербальный язык третьего тысячелетия». В беспредметных структурах произведений со своей внутренней потаенной жизнью форм художник раскрывал метаморфозы жизни Вселенной. В 1974-м у Шварцмана дома (своей мастерской у художника не было) побывали несколько молодых художников, которые были восхищены его живописью. Они показались мастеру преданными делу, и, когда они попросили его стать их учителем, он согласился. В мастерской одного из пришедших к нему художников, Анатолия Чащинского, в 1975-м Шварцман создал Иератическую школу живописи в Сокольниках, где открывал ученикам свои идеи и живописный метод. Это был не первый опыт работы Шварцмана с учениками. В 1966-м, в только что созданном Художественно-конструкторском бюро легкой промышленности, мастер набрал группу молодых художников. Основной задачей была разработка товарных знаков. Однако Шварцман ставил более серьезные цели: «Мы порываем с сухим заученным дизайном… с иллюстративной ложно-значительной позой… новыми трансформациями спонтанно воплощаем извечную мечту о магическом Знаке». Группа занималась дизайном и изучала работы Малевича, Татлина, Лисицкого, Родченко в этой области. Некоторые из учеников Шварцмана изъявили желание заниматься иератической живописью под его руководством, однако это продолжалось недолго и стоило Шварцману немалых душевных издержек.
Если через дизайнерскую группу Шварцмана почти за 20 лет прошло около 40 человек, то его школа была весьма немногочисленна. В разные годы в нее входили Валерий Башенин, Дмитрий Горохов, Дмитрий Комиссаров, Никита Медведев, Геннадий Спирин, Владимир Теплухин, Михаил Федоров и Анатолий Чащинский. Отбор был в высшей степени ответственным и тщательным, и стать учеником Шварцмана мог только тот, кому мастер безусловно доверял. Занятия в мастерской проходили четыре-пять раз в неделю. Под руководством Шварцмана ученики готовили доски и левкас, грунтовали и писали, шпаклевали и полировали, затирали и замывали, прибивали рамы и реставрировали. Занятия чередовались с беседами о живописи, искусстве в целом, о православии. Были и «внеклассные» мероприятия: ученики посещали Третьяковку и Пушкинский музей, где Шварцман открывал им мир живописи. По своей сути, школа Шварцмана была мастерской художника эпохи Ренессанса, где ученики жили одной семьей: готовили еду, убирались и т.д. К концу 1970-х Шварцман вновь остался без собственной мастерской. Тем не менее, его работа с учениками продолжалась у него на квартире, почти до самой смерти художника.
Выставка предоставляет зрителям возможность погрузиться в творческий мир школы и проследить эволюцию идей философии Шварцмана в искусстве его последователей.

Подобные материалы