Фарфоровые цветы.
В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца открыта выставка «Владимир Каневский. Фарфоровые цветы», рассказывающая о творчестве современного художника и скульптора Владимира Каневского.
В составе монографической экспозиции более пятидесяти произведений из фарфора, созданных мастером в 2014 -2016 годах и объединенных темой флористики, традиционной для выставок Государственного Эрмитажа, посвященных фарфору.
Более тридцати лет Владимир Каневский живет и работает в Нью-Джерси, США. Он родился в Харькове в 1951 году, в семье известного режиссера-документалиста Арона Каневского. Окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, стал профессиональным зодчим, участвовал в строительстве жилых комплексов, в 1978 году переехал в Ленинград. Спустя десять лет художник эмигрировал в США и стал заниматься фарфором.
Владимир Каневский выработал свою собственную технологию изготовления фарфоровых цветов, свою узнаваемую манеру ви́дения и воплощения в избранном материале мира живой природы. Именно эти черты выделяют мастера среди других художников, которые специализируются на изготовлении фарфоровой флористики.
Творческой манере Владимира Каневского присущи простота и естественность, они – важная составляющая его восприятия. Художник говорит, что самое важное – это непосредственный взгляд на вещи, никакого ограничения в выборе средств: «Иногда я крашу матовой подглазурной краской по блестящей глазури. Так не делают, но меня это совершенно не смущает. И для меня большая радость, если профессионал говорит: «Не пойму, а как это сделано?»».
Все произведения Владимира Каневского ручной работы, двух абсолютно одинаковых среди них не найти. Все что создает мастер, существует в единственном экземпляре.
Поразительная красота его фарфоровых цветов мгновенно привлекает внимание каждого зрителя и буквально гипнотизирует. Творческий процесс начинается с того, что Владимир Каневский кропотливо подбирает для копирования живые цветы. Они выполняются в натуральную величину с соблюдением естественных пропорций. Особенно интересны те, которые имеют небольшие изъяны, например следы от насекомых и гусениц. Подобные элементы придают фарфоровым растениям не просто больший натурализм, но и определенный шарм и настроение, поскольку в их художественной передаче отсутствует излишняя идеализация.
Произведения Каневского выполнены из разных фарфоровых масс. Цветы и бутоны, раскрашенные вручную, посажены на особенный металлический каркас в виде стеблей растений с тонко прочеканенными лепестками. Замысловатые комбинации разветвляющихся лепестков помимо художественной обладают еще и конструктивной функцией, выступая дополнительной поддержкой всей композиции.
Отдельно мастер лепит вазы, горшки, слегка тронутые «акварельной плесенью», сосуды, богато украшенные авторскими рельефными узорами, которым скульптор также уделяет большое внимание.
Предметом гордости Владимира Каневского являются фарфоровые композиции, хранящиеся в коллекциях королевских домов Европы: принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке. Произведения художника украшают художественные галереи многих знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров. Среди них Оскар де ла Рента, Каролина Эррера, Томми Хилфигер, Жоэль Артур Розенталь.
Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры (ОИРК) Государственного Эрмитажа, заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров. Автор концепции, куратор выставки и координатор проекта ‒ старший научный сотрудник ОИРК, доктор искусствоведения Екатерина Сергеевна Хмельницкая.