В поисках Земли Обетованной.

Выставка
Даты: 
с 21 декабря 2016 по 19 января 2017
Выставочный зал
Московского района
Адрес: 
пл. Чернышевского, д.6
Санкт-Петербург
Россия

Если вы еще не бывали в Израиле и посещение этой страны не входило в ваши ближайшие планы, если культура этого древнейшего народа и творчество его современных художников еще не вызывала у вас интереса, то вам непременно нужно посетить выставку Александра Рохлина «В поисках Земли Обетованной». Эту выставку в полной мере можно назвать не только художественной, но и исследовательской, т. к. знакомясь с ее экспозицией, хочется узнавать и расшифровать и новые слова, и новые понятия; она рождает ассоциации, пробуждает интерес, заставляет думать и фантазировать, вникая в суть изображаемого. Кроме того, насыщенный и жизнеутверждающий колорит работ, тщательный выбор панорамных ракурсов и философское осмысление найденных тем, делают представленные произведения по-настоящему притягательными и запоминающимися.
Сразу обращает на себя внимание работа «Лишние люди» или «Изгнание», озадачивающая неожиданной подачей материала: на ней люди представлены с птичьими носами, спешно и скорбно покидающие насиженные места. Чтобы понять ее смысл, нужно вспомнить средневековые иллюминированные рукописи - книги, написанным от руки и украшенные орнаментами и миниатюрами с применением золота и серебра для создания эффекта «иллюминации». Или конкретно «Пасхальную агаду» или «Птичью агаду» (назидательные толкования библейских сказаний), созданную в 1300 году и хранящуюся сегодня в музее Израиля, в которой люди изображены с птичьими головами. Почему? Существует несколько предположений. Некоторые медиевисты утверждают, что в средние века из-за запрета изображения людей, их часто изображали или с головами животных, или с закрытыми лицами. Искусствовед Меир Шапиро в предисловии к факсимильному изданию агады относит их к образу орла в еврейской мистике. А историк Рут Мельникоф считает, что это сатирические изображения евреев, выражающие антисемитизм и издевку, сделанные художниками-христианами, оформлявшими агаду. Предположений много, а точного ответа – нет.
Очередное удивление для зрителя работа «Подсвечник. Мацева». Означает мацева - и жертвенный камень, и памятный знак о каком-либо значимом событии, и надгробный памятник, украшенный изысканной и причудливой каменной резьбой, завораживающей образной выразительностью и декоративностью. Такие плиты можно обнаружить в музеях, и все реже на старинных еврейских кладбищах. Интересно? И это еще не все загадки.
В картине «Новые дома в Писгат Зеев» неожиданно рождается осознание неявного противопоставления: не сразу замечаемого благородного и спешащего старца, и новой, наверное, счастливой и беззаботной жизни. Кроме этого, она вызывает восхищение великолепно найденным колоритом. Работа «Армянская улица. Старый город» отсылает зрителя к древней армянской истории про таких же изгнанников, обретших свою вторую родину именно здесь, эта же тема, но уже другого народа, нашедшего приют в Израиле, прослеживается в картине «Марокканская девочка в Нахлаот».
А еще на выставке представлена прекрасная графика, созданная на пленере и дающая представление об Иерусалиме подробно и много других, не менее интересных работ.
Художник Александр Рохлин получил профессиональное образование на художественно-графическом факультете Орловского Педагогического университета и Художественно-промышленной Академии им. Штиглица, (бывшее ЛХПУ им. В. И. Мухиной). Затем он совершенствовался в «Эрмитажной школе», изучал Танах (принятое в иврите название еврейского Священного Писания) в Петербургской ешиве и на курсах «Мельтон» в Иерусалимском Университете.
Татьяна Гаврина, заведующая библиотекой с выставочным залом.