Выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра».

Статуя «Виктория Кальватоне» Римская империя. II в. Бронза, латунь, железо, свинец, золотая фольга; литьё по выплавляемой модели, чеканка, позолота Высота 194 см Восполнения: Италия, Германия. XIX в.
Инталия. Ночь (Луна?) Италия. Конец XVI – начало XVII в. Яшма, золото; резьба. 2,7 х 2,2 см
Виктория на шаре Статуэтка. Французский скульптор начала XIX в. Бронза, мрамор. Высота 82 см
Анналы Института Археологической Корреспонденции. Т. 11 Рим. 1839 г. (Annali dell’Instituto di Corrispondenza Archeologica Anno 1839. Fascicolo primo Roma: a spece dell'Instituto, 1839) [4], 224 c.: 18 л. ил. Бумага; печать. 22,0 . 14,5 см
Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи «Виктории Кальватоне».
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 7 декабря, 2019 (Весь день) по воскресенье, 8 марта, 2020 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Римском дворике работает выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра», организованная Государственным Эрмитажем и Государственными музеями Берлина.
Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи «Виктории Кальватоне» – выдающегося памятника мировой культуры. Среди античной пластики, находящейся в музейных и частных собраниях, подобные произведения, выполненные из золоченой бронзы – явление уникальное.

Все произведения, представленные на экспозиции – а их более шестидесяти – связаны с различными интерпретациями образа женского божества, стоящего на шаре, и иллюстрируют его историю с Античности до середины XIX века – времени обнаружения римской статуи «Виктории Кальватоне».

Статуя, разбитая на три части, была найдена в 1836 году в Северной Италии, в Ломбардии, в селении Кальватоне. Вскоре после обнаружения фрагменты произведения были собраны воедино, и перед зрителями предстала женская фигура, стоящая на шаре. Руководствуясь надписью на сфере, говорящей о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, скульптура была датирована II в. н.э. и интерпретирована как богиня Победы. По месту находки она получила название «Виктория Кальватоне».

В начале 1840-х годов статуя Виктории была продана в Германию, и вскоре заняла почётное место среди шедевров коллекции антиков Королевского Прусского музея (ныне – Античное собрание Государственных музеев Берлина). Немецкие реставраторы восполнили недостающие, по их мнению, детали памятника: были отлиты левая рука с пальмовой ветвью, левая нога и крылья.

При восполнении деталей специалисты не приняли во внимание такой атрибут, как звериная шкура – нехарактерный для богини Победы. Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа, возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов её изображения нашлись довольно близкие варианты, например, Диана-Люцифера («несущая свет»). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, – на шаре.

В образе богини Победы статуя с середины XIX века до Второй мировой войны экспонировалась в здании Старого музея. После падения Берлина «Виктория Кальватоне» была перемещена в СССР в качестве компенсации советским культурным потерям и с 1946 года хранилась в Эрмитаже. В 2000-х годах были обнаружены материалы, документирующие её происхождение и перемещение, после чего стало возможным её исследование, проводившееся совместно с немецкими коллегами.

С 2016 по 2019 год комплексное изучение памятника и его реставрация осуществлялись в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Была выявлена разница состава металла оригинальных частей скульптуры и деталей, дополненных в Германии. На внутренней стороне крыла обнаружена дата «1844», позволившая датировать реставрационные работы, осуществленные в Германии. Изучение внутреннего каркаса статуи показало отсутствие следов античного крепежа крыльев или усиления металла с внутренней стороны спины Виктории. Это является убедительным доказательством аргумента, что изначально статуя была бескрылой.

Реставрация памятника в Государственном Эрмитаже основывалась на принципах наименьшего вмешательства в исторический облик крылатой богини Победы, который широко известен в Европе благодаря ряду копий с «Виктории Кальватоне», демонстрирующихся в Италии, Германии и России.

Авторы концепции и кураторы выставки: Анна Николаевна Апонасенко, заместитель заведующего Отделом научной документации Государственного Эрмитажа; Анна Владимировна Виленская, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Игорь Карлович Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа; Мартин Майшбергер, заместитель директора Античного собрания Государственных музеев Берлина.
Реставрация осуществлена И. К. Малкиелем, заведующим Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (заведующая – Т.А.Баранова). Технико-технологические исследования проведены в Отделе научно-технической экспертизы; в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов и в Лаборатории биологического контроля и защиты Государственного Эрмитажа.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог. Каталог предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и Г.Парцингера, президента Фонда прусского культурного наследия, –«Искусство принадлежит всему миру». Авторы статей: А. Н. Апонасенко, М. В. Верёвкин, А. В. Виленская, И. К. Малкиель, М. Майшбергер, У. Пельтц, Ю. Л. Спиридонов, А. А. Трофимова.

Материалы из архива: