Александр Тихомиров.
Государственный Русский музей и Фонд наследия художника А.Д. Тихомирова представляют ретроспективную выставку «Александр Тихомиров. Живопись. Графика», посвященную 95-летию со дня рождения мастера. В состав экспозиции вошло около 50 произведений всех периодов творчества художника, - от реализма до неоклассики.
Александр Дмитриевич Тихомиров (1916–1995) родился в Баку. Закончил Бакинское художественное училище, где занимался в мастерской И. Г. Рыженко (в прошлом ученика И. Е. Репина). В последние годы Великой Отечественной войны, будучи освобожден от мобилизации из-за слепоты одного глаза, он учился в МХИ им. Сурикова у А. А. Осмеркина, бывшего участника группы «Бубновый валет». Тихомиров вдумчиво изучал и переосмысливал творчество мастеров Возрождения, импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов. Молодой художник пробовал свои силы в новых для себя стилях и был предсказуемо отчислен из института за проявление формалистических тенденций в живописи.
В 1949–1976 гг. А.Д. Тихомиров работал в Московском Комбинате монументально-декоративного искусства (КМДИ) над созданием портретов Ленина и руководителей партии для праздничного оформления зданий и улиц Москвы. В историю официального советского искусства 1950–1970-х гг. он вошел как автор ленинианы и самого большого портрета Ленина в мире (42 x 22 м).
Мало кто знал, что в свободное от выполнения официальных заказов время Тихомиров, не примыкавший к каким-либо неофициальным художественным течениям, создавал картины на библейские сюжеты, на темы сказочного Востока, театра и цирка. Он вдохновлялся воспоминаниями о жизни в Баку, драмами Шекспира, фильмами Феллини, симфонической музыкой. Художника манили глубины человеческой души и вечные вопросы бытия. Тоска по большому содержанию не находила удовлетворения в дежурном тематизме социалистического реализма и в «суровом» гражданственном пафосе шестидесятников. Насущными для Тихомирова были книги книг и песни песен. Работая «в стол», без надежды на встречу с широкой публикой, он создал собственный мифо-поэтический мир, в котором образно и страстно переживал невозможность однозначных ответов и исчерпывающих формул: что есть правда, любовь, свобода.
Любимые персонажи художника: актеры, клоуны, циркачи. Прячась за масками и гримом, под звон шутовских бубенцов, они обретают свободу высказывания и поведения, получают защиту для своего сокровенного «я». Но они же вынуждены глубоко переживать горечь одиночества, отверженность. Это – роль с двойным дном. Ее исполнитель оплатил гордость свободы горечью одиночества.
Переживание одиночества и несвободы сформировали образность и пластику другой линии творчества Тихомирова. Заглавия произведений: «Идущий», «Магдалина», «Тоска», «Странник», «Изгнание из рая», - открывают протяжённые ряды смыслов и ассоциаций. Эти работы позволяют распознать в личности и даровании Тихомирова символиста, трагически разминувшегося с временем расцвета этого явления.
Александр Тихомиров был художником-интеллектуалом, знатоком искусства России и Запада. В его произведениях творчески переплавлены уроки старых мастеров, художников эпохи модерна, экспрессионистов, Павла Филонова. Яркая индивидуальность позволила мастеру создать собственный, неизменно узнаваемый стиль, отмеченный особой пластической взволнованностью, взрывчатой эмоциональностью. Тихомиров писал масштабные полотна, но и в малом формате, используя разнообразные графические средства, он творил свободно, артистично, без потери содержания.
Не удивительно, что в советское время картины, работу над которыми художник считал главным делом своей жизни, не были известны широкой аудитории. Однажды уже изгнанный за инакомыслие, он предпочел не вмешиваться в художественные баталии «времени перемен». Отказавшись от борьбы, он сохранил творческую свободу. Впервые его произведения экспонировались только в 1987 г. В последние годы в Москве состоялось несколько персональных выставок его работ, открывших искусство мастера широкой аудитории.