Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI-XX веков.

Милорадович С.Д. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894. Холст, масло.
Кипренский О.А. Портрет гусарского офицера Евграфа Давыдова. 1809. Холст, масло.
Грузинский П.Н. Оставление горцами аула при приближении русских войск. 1872. Холст, масло.
Василий Суриков - Переход Суворова через Альпы в 1799 году; 1899.
Михаил Козловский - Генералиссимус Александр Васильевич Суворов (1730-1800).
20 тематических разделов иллюстрируют важные вехи в жизни нашей страны, связанные с военными испытаниями.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 20 октября, 2022 (Весь день) по понедельник, 16 января, 2023 (Весь день)
Адрес: 
наб. канала Грибоедова, 2
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

На протяжении сотен и тысяч лет истории человечества его естественными спутниками были войны. Через них создавались и разрушались державы, исчезали, смешивались и рождались народы. Профессия военного по своему значению и социальному рангу возвышалась над остальными, а воинские звания, как и знаки воинского отличия, были непременным атрибутом носителей высшей государственной власти. Война хотя и не считалась благом, но все же представлялась естественной частью исторического бытия – ристалища, на котором страны и народы сражались за лучшее место под солнцем. Полководцам и героям ставили памятники, а некоторых даже причисляли к лику святых. В России, как и повсюду в Европе, основным заказчиком батальных, исторических и жанровых полотен, предметов скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с военными событиями, было государство: вначале в лице императора и его Двора, а в советское время – Министерства культуры, Союза художников и Художественного фонда. В годы советской власти дореволюционные произведения, связанные с военной тематикой, но не имевшие, как тогда считалось, исключительной эстетической значимости, стали концентрироваться в специализированных исторических музеях. В сугубо художественных собраниях русский батальный жанр на постоянных экспозициях стал представлять В.В.Верещагин. Что касается других крупных мастеров академического и реалистического направления (Г.Г. Гагарин, П.Н. Грузинский, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Кившенко, А.Е. Коцебу, Н.Н. Каразин и др.), то образцы их творчества на военную тематику хранились большей частью в музейных запасниках. Подобная ситуация сложилась и в Русском музее, коллекция которого в послереволюционное время продолжала пополняться полотнами батального и военно-исторического характера, написанными уже советскими мастерами, если эти работы отвечали самым высоким художественным критериям (М.И. Авилов, Г.М. Коржев, Е.Е. Моисеенко, В.А. Серов, П.П. Соколов-Скаля и др.).
Масштабная выставка «Картины военной жизни», на которой в основном будут представлены живописные полотна, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв., обычно находящиеся в фондах, продолжает давнюю традицию Русского музея, направленную на знакомство посетителей с сокровищами его обширных коллекций.

24 ноября 1730 года родился Александр Суворов. Великий полководец оставил заметный след не только в истории, но и в искусстве нашей страны: его подвиги не раз вдохновляли мастеров на создание истинных шедевров. Русский музей предлагает познакомиться с двумя произведениями из своей коллекции.
Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» известна каждому со школьной скамьи. Неудивительно, что это произведение так часто используют для изображения эпизода войны Второй коалиции с революционной Францией – подлинные эмоции, масштаб и образность полотна продолжают восхищать зрителей спустя столетия после создания картины. «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут», — объяснял свой замысел художник.
Итало-швейцарский поход - вершина военной деятельности Суворова. Именно за него полководец получил титул «князь Италийский». Основой для сюжета картины стал переход русской армии через хребет Паникс, план которого разработал сам генерал-фельдмаршал. В тяжелейших условиях горного похода русские войска сумели вырваться из западни и окружения и вернуться домой.
В 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный памятник Суворову. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены, и 5 мая 1801, уже после смерти императора, памятник был установлен на Марсовом поле. Автором скульптуры стал знаменитый мастер Михаил Козловский. Впервые в истории России скульптор создал памятник, посвященный не представителю царской семьи. Уменьшенное повторение произведения находится в собрании Русского музея.
Козловский изобразил Суворова в образе бога войны Марса. Памятник не имеет портретного сходства – это аллегория, характерная для русского классицизма начала ХIХ в. Доспехи, шлем, щит и меч – обязательные атрибуты древнеримского бога. Вполне вероятно, что они бы не гармонировали с фигурой худощавого, невысокого Суворова. Однако величие его ума, отваги и преданности сполна передается с помощью отвлеченного античного образа.

Материалы из архива: