Spazialismo. Рикардо Ликата и венецианская живопись конца XX века.

Даты проведения: 
с 4 февраля 2010 по 17 апреля 2010
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

Государственный Эрмитаж представляет выставку одного из течений итальянского искусства второй половины XX века - спациализма.
Итальянское движение спациализм (от итал. Spazio - пространство) - направление в искусстве, рассматривающее живопись и скульптуру как один вид искусства, объединяющий цвет, звук, пространство, движение и время. Его возникновение связано прежде всего с именем Лучо Фонтаны (1899 - 1968), уроженца Аргентины, переехавшим в 1947 году в Париж.
Фонтана призывал к искусству, которое должно было охватывать современные науку и технику; в своих произведениях он использовал такие материалы, как неоновый свет, радио и телевидение. Так, в 1949 году Фонтана показал свою "Пространственную среду" ("Ambiente Spaziale"), выполненную фосфоресцирующей краской и освещенную неоновым светом. Это произведение было первым образцом того, что стало впоследствии известным как искусство инсталляции. Позже Фонтана делал работы на холсте, которым он дал общее название "Concetto Spaziale" ("Пространственное понятие"), продолжая в то же время делать инсталляции с использованием света. Основанием "Пространственного понятия" было рассечение холста бритвой, для создания фактического пространственного трехмерного измерения. В 1950-е годы Фонтана создал ряд подобных произведений, развив идею скульптуры, интерпретируя ее в своем "Пространственном понятии".
На выставке в Двенадцатиколонном зале Государственного Эрмитажа представлено около 80 работ художников-спациалистов, среди которых, помимо Лучо Фонтаны: Эдмондо Баччи (Edmondo Bacci), Марио Делуиджи (Mario Deluigi), Эннио Финци (Ennio Finzi), Лючиано Гаспари (Luciano Gaspari), Бруна Гаспарини (Bruna Gasparini) Виргилио Гьюди (Virgilio Guidi), Джино Морандис (Gino Morandis), Саверио Рампин (Saverio Rampin), Танкреди (Tancredi), Виниччио Вианелло (Vinicio Vianello). Большую часть экспозиции составляют произведения Риккардо Ликаты.
В произведениях итальянского живописца Риккардо Ликаты, впервые выставленных в Эрмитаже, воплощены традиционные для богатейшей культуры солнечного Средиземноморья открытый яркий цвет, графическая выразительность, соседствующие с символическими абстрактными формами, напоминающими древние письмена. Мотивы античного и византийского искусства соединены с орнаментом стран Северной Европы. Обращаясь к наследию прошлого, художник работает, развивая эстетику и стилистику абстрактного экспрессионизма, завоевавшего западную художественную сцену Италии в послевоенные годы.
Риккардо Ликата родился в Турине 20 декабря 1929 года. Вскоре его семья переехала в Рим, где они жили до конца Второй Мировой войны, после которой поселились в Венеции. В 1947 году Ликата поступил в Художественный лицей, начал изучать культуру Bauhaus и увлекся мозаикой. В 1950 году он поступил в Венецианскую академию художеств. Ликата начал выставляться в 1949 году, когда в Венеции состоялась выставка группы молодых художников-абстракционистов. Первая персональная выставка Риккардо Ликаты прошла в Венеции в 1951 году. С 1952 года он неоднократно участвовал в биеналле в Венеции, Сан-Паулу, Токио, Париже, Любляне, и других крупных международных смотрах современного искусства. С тех пор у художника состоялось более 300 персональных выставок в 35 странах.
В 1957 году, получив грант от французского правительства, Ликата переехал в Париж, где занимался живописью, а также гравюрой, мозаикой, скульптурой, сценографией.
Ликата вошел в число 25 художников, выбранных международной экспертной комиссией для реализации масштабного проекта "Мадонна в современном искусстве". Эта выставка проходила в римском Пантеоне и в здании Европейского Парламента в Брюсселе в 2003 году, и была приурочена к 25-летию понтификата Иоанна Павла II.
Работы Риккардо Ликаты хранятся в музеях современного искусства во Флоренции, Милане, Венеции, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, Вене, а также в частных коллекциях. В настоящее время художник живет и работает в Париже и Венеции.
Куратор выставки - А. К. Митин, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: