Георг Кольбе. Рисунки голубой тушью.

Даты проведения: 
с 13 октября 2009 по 16 января 2010
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Надворной галерее Зимнего дворца (Залы 340-342) открылась выставка работ Георга Кольбе (1877-1947), одного из наиболее известных немецких скульпторов ХХ века. Мало скульпторов, чья графика была бы столь же высоко оценена современниками, как рисунки Кольбе. Сам мастер никогда не показывал свои рисунки отдельно, но с 1921 года они стали неотъемлемой частью любой его выставки.
Группа рисунков, демонстрируемая на выставке, относится к началу 1920-х годов. Подобные работы Кольбе, выполненные между 1916-1917 и 1923-1924 годами, принято называть "Рисунками голубой тушью". Название этой группе дал в своей книге известный искусствовед, директор Детройтского художественного института Вальтер Валентинер. Правда, далеко не все рисунки этого периода выполнены именно в оттенках голубого тона, но для критика важно было подчеркнуть появление цвета в графике скульптора.
В 1919-1920 годах Кольбе как скульптор практически не работал. В это время актуальными стали скульптуры малых форм и рисование. В данном случае речь идет не о рабочих набросках, которые периодически возникали в творческом процессе скульптора, а о рисунках достаточно большого формата. Кольбе предпочитал веленевую бумагу без водяных знаков, примерно 47 на 37 сантиметров, легкого кремового или голубоватого тона. Техника использовалась одна - стальное перо и кисть. Рисовал скульптор разведенной тушью или чернилами, без предварительного наброска карандашом. Кольбе почти всегда подписывал свои рисунки монограммой, но практически никогда не датировал их. Поэтому в точности не известно, когда он начал создавать эти рисунки. Большинство исследователей связывают наиболее значительную часть листов с 1920-1921 годами. Темой этих рисунков в большинстве случаев является движение женской модели, переданное стремительным, почти интуитивно схваченным наброском. Всего несколько точно положенных на бумагу линий, предельно лаконично и выразительно передают характер напряженного движения, сложной, иногда провокационной позы. Завершают работу несколько касаний кистью, намечающих объемы и вносящих необходимый драматизм и декоративность в композицию листа.
Все произведения, исполненные Кольбе в период "Рисунков голубой тушью", имеют в своем сюжете эротическое начало. Спустя почти век многое в их восприятии притупилось, но в 1920-х подобные зарисовки считались достаточно скандальными. Художнику позировали разные актрисы и танцовщицы. В 1920-е годы перед ним выступали яванская танцовщица Зити Сундари, балерина-"босоножка" Шарлотта Бара, эстрадные танцовщицы Вера Скоронель и Палукка, Ева Рехлин из группы "Красные танцы", танцовщик Тед Шавн. Это были известные в свое время имена. Однако вряд ли кто-либо из них запечатлен на экспонируемых рисунках - скорее всего, никто из перечисленных актеров не позировал художнику обнаженным. Во всяком случае, ни один из представленных на выставке рисунков не удается достаточно уверенно связать с кем-либо из танцовщиц, которые в 1920-1921 годах работали со скульптором. Видимо, для попавших в Эрмитаж рисунков позировала другая модель, соответствовавшая эстетическим предпочтениям Кольбе и имевшая хорошую физическую подготовку, возможно, тоже танцовщица. Она свободна и раскованна, без труда изгибается в сложных позах, которые никогда в рисунках скульптора не повторяются. Ее движения напряженны и сложны, но они естественны и лишены какой-либо экзальтации. В этих рисунках ощутимо восхищение совершенством женского тела, плавностью его очертаний, пластикой движений.
Есть среди показанных работ особые композиции. По двум из них в 1921-1922 годах Кольбе выполнил небольшие скульптуры - "Каприччо" и "Коленопреклоненная". Они практически без изменений повторяют рисунки. Скульптура "Каприччо", ввиду крайней смелости позы модели, привлекала к себе большое внимание, в связи с чем рисунок для нее был опубликован еще в 1920-х годах. "Коленопреклоненная", тоже работа известная, воспроизведение которой вошло почти во все прижизненные издания о художнике, свой графический оригинал, видимо, быстро потеряла. Еще два рисунка относятся к достаточно редким у Кольбе наброскам обнаженных любовников. Один из них, на котором пара изображена в позе борьбы мужчины и женщины, был воспроизведен в книге Валентинера. Там же опубликованы еще два из ныне находящихся в Эрмитаже рисунков. Если учесть, что в книге воспроизведены всего тринадцать графических работ мастера, то это свидетельствует об очень высоком уровне произведений, попавших в коллекцию музея. Лишь одна работа из представленных не связана с зарисовками обнаженной модели. Это проект Памятного зала, заказанный по завещанию Карлом Августом Лингером, фабрикантом из Дрездена. Лингер, давний знакомый Кольбе, первый собиратель его работ, умер в 1916 году. В его доме в Вайсен Хирш и планировалось построить мемориал. Как видно из эскиза Кольбе, это должно было быть большое помещение, круглое в плане, с верхним светом. Стены его скульптор предполагал покрыть бронзовыми рельефами, а в середине на невысоком пьедестале собирался разместить скульптуру "Асунта". Эта большая бронзовая статуя (высотой 170 см) - единственное, что было выполнено из задуманного ансамбля, хотя художник позже все же смог вернуться к этому замыслу, создав в 1930-е годы "Кольцо статуй" в Ротшильд­парке во Франкфурте-на-Майне.
После Первой мировой войны Кольбе вновь стал много работать в скульптуре. Но с этого времени его творчество для публики уже неразделимо с графикой. Вероятно, большая часть графических работ была приобретена кем-то из берлинских коллекционеров. К сожалению, на рисунках нет каких-либо коллекционных знаков, пометок, надписей, которые могли бы помочь определить источник их поступления в Эрмитаж. Во всяком случае, во время войны в собрании художника их уже не было. В музее Кольбе в Берлине, где находится архив мастера и ведется изучение его творчества, сведений о попавших в Эрмитаж работах также нет. Вероятно, сейчас за пределами Германии это наиболее интересное и значительное собрание графических произведений художника.
Также в экспозицию вошли три скульптуры работы Кольбе: "Гений", (1946 год) из собрания Государственного Эрмитажа и две работы, предоставленные Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва: "Наяда" (1912/1919 год) и "Яванская танцовщица" (1920 год).
Автор текста - куратор выставки М. О. Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа

Материалы из архива: