Александр Батурин.

Даты проведения: 
с 8 сентября 2014 по 26 сентября 2014
Адрес: 
наб. Мойки д. 93
Санкт-Петербург
Россия

"Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью" – воскликнул однажды Уинстон Черчилль, которого живопись спасла от депрессии после неудачи в большой политике и увлечение которой никогда его больше не оставляло. Это замечательное свойство живописи известно всем художникам – она даёт возможность создать свой собственный мир, где не нужно кланяться окружающей действительности, играть по чужим правилам, зачастую таким, которые противоречат твоим убеждениям, дает возможность сохранить гармонию в душе и независимость от внешних обстоятельств.
Именно такой и была живопись Александра Батурина, которому в этом году исполняется сто лет и который был достойным учеником Владимира Стерлигова. Владимир Стерлигов никогда не сдавался на милость действительности – ни тогда, когда попал в застенки НКВД и не сломался; ни тогда, когда в живописи, вместе с Малевичем, бросил вызов подражанию природе; ни тогда, когда уже в конце жизни попал в унылые советские стены и покрыл фресками и картинами стены и мебель – светлые, яркие краски, чаша земли, купол неба.
Александр Батурин, будучи его учеником, но всего на десять лет младше, воспринял лучшие качества учителя; помноженные на несомненный, самобытный талант, они подарили искусству художника мощного, неординарного, увлекающего в свой мир «геометрического пейзажа» даже самого несведущего в живописи, неподготовленного зрителя, и это при том, что искусство его, строго говоря, нельзя назвать реалистическим.
Очень может быть, что свою роль в восприятии живописи Батурина играет роль его личность, его характер, которые неуловимо сквозят в каждой картине. Это был человек, если можно так сказать, несгибаемой жизнерадостности. Никакие горести и лишения, никакие удары судьбы не смогли лишить его улыбки, с которой он смотрел в лицо жизни. Это не было легкомыслием, это была настоящая мудрость. Никогда он, даже в преклонные годы, не ныл, не жаловался, не брюзжал… Общение с этим человеком было легким и радостным.
Несмотря на праздничную открытость своей натуры, Батурин не имел педагогической жилки, у него не было учеников. Он, который всегда приветствовал новые таланты, с живым интересом посещал выставки других учеников Стерлигова, своих последователей не имеет, что придает его творчеству еще более уникальный характер. Каждая его выставка становится событием в мире искусства, и с каждым годом, с учетом того, что картины оседают в частных коллекциях, проведение такой выставки усложняется.
Юбилейная выставка живописи Александра Борисовича Батурина, посвященная его столетию и собравшая на стенах галереи прекрасные картины - это прощальный поклон, солнечная улыбка художника, который ушел от нас уже больше десяти лет назад, но память о котором не только не тускнеет, но с годами все более бережно хранится в сердцах поклонников его таланта.

Материалы из архива: