Петербургский художник Василий Садовников.

Даты проведения: 
с 11 декабря 2017 по 10 марта 2018
Адрес: 
Пречистенка 12/2
Москва
Россия

В Государственном музее А. С. Пушкина (Москва, Пречистенка 12/2) открывается выставка «Петербургский художник Василий Садовников (1800 – 1879)». Экспозиция представляет рисунки и литографии талантливого художника-графика Василия Семеновича Садовникова (1800–1879) из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Художник оставил большое художественное наследие, которое хранится во многих музеях России, в том числе и в Музее А. С. Пушкина. На выставке представлено около ста графических произведений 1830–1860-х годов с видами Петербурга и его ближайших пригородов, Москвы, Новгорода, Вильны (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсингфорса (Хельсинки) и Свеаборга (Суоменлинны).
Василий Семёнович Садовников родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (она стала прототипом знаменитой «пиковой дамы» в одноименном произведении А. С. Пушкина). До 1838 года, будучи уже известным художником, Садовников оставался крепостным. Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын. В том же году Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника. В нем он указал, что занимался перспективной живописью «сам собою». За работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств», Садовников получил звание свободного неклассного художника.
Большая часть художественного наследия В. С. Садовникова — это виды Петербурга и его окрестностей. Изображения набережных, улиц, площадей, архитектурных и скульптурных памятников российской столицы и ее пригородов первой половины XIX века занимают значительное место и на выставке в особняке Румянцева. Среди них и самая известная работа художника — «Панорама Невского проспекта» (1835), на которой изображен каждый дом на Невском проспекте от начала до Аничкова моста. Это удивительное по тщательности исполнения и достоверности художественное произведение. Над ним художник работал пять лет. Панорама стала «зеркалом» главного проспекта российской столицы. Запечатлены на ней и многие известные петербургские жители: на фоне дома Голландской церкви можно увидеть А. С. Пушкина, жившего неподалеку, на Мойке, 12.
Выставка разнообразна: виды парадного Петербурга, набережные Невы и реки Фонтанки, центральные площади, перспективы улиц, дворцы знати, листы с изображением интерьеров театров, храмов. Галерею городских видов дополняют зарисовки пригородов Петербурга: Царского Села, Петергофа, Стрельны, Гатчины.
В рисунках художника запечатлены страницы русской истории: освящение памятника императору Николаю I в Петербурге, парады на Дворцовой площади, торжества в Новгороде по случаю открытия памятника «Тысячелетие России». Один из самых ярких листов — «Москва, въезд императора Александра II в Спасские ворота Кремля 17 августа 1856 года в день коронации». Эти работы с документальной точностью зафиксировали происходившие события. Художник всегда работал с натуры: делал подготовительные рисунки, иногда подписывая над изображением необходимые для дальнейшей работы сведения: цвет костюма или неба, количество рядов в военном строю и т.д. А затем в мастерской раскрашивал рисунки акварелью.
В творчестве художника немаловажное место занимала жанровая тематика. Уличные жанровые сцены присутствуют в его пейзажах, выдвигаются на первый план, когда изображаются городские события. Художник часто использовал обороты листа, зарисовывая типажи, встречающиеся на улицах. Его интересовали не только костюмы, но и характерные позы, движения. Внимание художника привлекал и наездник, и стекольщик, и шарманщик, и строители, играющие дети и крестьяне, торгующие в городе. Эти зарисовки — ценный материал для изучения петербургского быта 1830 – 1860 годов.

Подобные материалы