Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии.

Даты проведения: 
с 24 июня 2011 по 24 сентября 2011
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В экспозиции, организованной Государственным Эрмитажем совместно с Комитетом культуры Собрания Андалусии и Комитетом Альгамбры и Хенералифе представлена живопись южной области Испании, Андалусии, периода расцвета ее искусства в XVII, "золотом", веке.
Богатая художественными традициями Андалусия стала родиной многих знаменитых художников. Здесь родился и провел юные годы Диего Веласкес, работали такие выдающиеся мастера, как Хуан Санчес Котан, Франсиско де Сурбаран, Алонсо Кано, Бартоломе Эстебан Мурильо, Хуан де Вальдес Леаль. Их картины, а также работы других художников включены в состав выставки из двадцати четырех произведений, предоставленных музеями Севильи, Гранады, Кордовы и Кадиса.
Главными заказчиками в Андалусии этого периода были церкви и монастыри; здесь создавались преимущественно произведения религиозного содержания. Слово "Диалоги" в названии выставки подразумевает различную трактовку одних и тех же сюжетов разными мастерами. Это и диалог человека с Богом, раскрывающийся через живописные образы; и диалог, который иногда живет внутри самой картины.
Экспозиция организована по темам, наиболее характерным для эпохи барокко: "Любящая Богоматерь", "Назидательная жизнь - святые, аскеты, мистики", "Видения", "От священного к светскому".
Картины, отражающие любовь Богоматери к Христу, представляют эпизоды его младенчества, страстей и смерти. Непосредственна, наивна и трогательна работа Хуана Санчеса Котана "Богоматерь будит младенца". Здесь нет ни символики, ни трагизма; по существу, произведение можно отнести к бытовому жанру. Иное воплощение тема любви Девы Марии к Младенцу нашла в величавой и торжественной картине Франсиско де Сурбарана "Богоматерь с четками".
Лирические образы Богоматери сменяются трагическими, когда художники обращаются к последним дням жизни Христа. В "Пути на Голгофу" Вальдес Леаль представляет Святого Иоанна, ведущего Богоматерь, Марию Магдалину, Марию Клеопову и Марию Заведееву на место казни Христа.
Трагическая тема достигает своего апогея в "Распятии Христа" - картинах Франсиско де Сурбарана и Педро Атанасио Боканегры.
Предельное отчаяние Богоматери передано в "Оплакивании Христа" кисти Фелипе Гомеса де Валенсия. Иначе, но глубоко человечно, без повышенной экзальтации, трактует чувство материнской любви в "Скорбящей Богоматери" Бартоломе Эстебан Мурильо.
Жизнь святых, аскетов, мистиков служила образцом для верующих и нашла широкое отражение в андалузской живописи эпохи барокко. Монастыри заказывали лучшим художникам серии работ, посвященных христианским персонажам и поучительным эпизодам в их биографии.
Для картезианского монастыря написал свои парные полотна "Св. Иоанн Креститель" и "Св. Лаврентий" Франсиско де Сурбаран. Острота наблюдения, живое чувство реальности характерны для работы Алонсо Кано "Св. Бернардин Сиенский и св. Хуан де Капистрано".
Одним из любимых в европейском искусстве был образ св. Иеронима - одного из четырех докторов церкви. В картине Хуана Вальдеса Леаля "Искушение св. Иеронима" запечатлен момент испытаний отшельника. Другой эпизод, самоистязания, показан в картине "Св. Иероним в раскаянии в пустыне" Алонсо Кано.
Обеим работам, посвященным св. Иерониму, свойственно "многословное" раскрытие сюжета, красочная палитра, свободная, прозрачная живопись.
Широкое распространение в Испании получил мистицизм; откровения, экстазы, видения как форма общения с Богом, обретали в живописи зримую форму, давали богатую почву для фантазии художников.
В "Возложении ризы на св. Ильдефонса" кисти кордовского живописца Антонио дель Кастильо изображен один из наиболее почитаемых в Испании святых, архиепископ Толедо Ильдефонс, автор книги о Деве Марии, которому приписывали много чудес.
Прославленной ясновидящей второй половины XVI века посвящена картина Педро да Мойи "Видение св. Марии Магдалины де Пацци", где святую коронуют тернием Христос и Богоматерь в окружении ангелов. Такое же отношение к видению в картине Хуана Вальдеса Леаля "Мистическое обручение св. Екатерины".
Одному из наиболее распространенных образов андалузской живописи посвящена картина кордовского художника Хосе Игнасио Кобо и Гусмана "Ангел-хранитель".
Во второй половине XVI века испанские художники начали обращаться к светской живописи; прежде всего, это был портрет. В конце XVI столетия распространение получает натюрморт. В "Натюрморте с артишоком и морковью" Санчеса Котана овощи обретают необыкновенную выразительность. Изображены обычные овощи, но они помещены на фоне большого пустого, темного пространства, в проеме окна, и потому выглядят особенно значительно. Примеру Санчеса Котана следовал работавший при Мадридском королевском дворе Хуан Ван дер Хамен и Леон, автор "Натюрморта с коробками для сладостей".
В начале XVII столетия в Испании появляются картины на бытовые сюжеты, еще тесно связанные с натюрмортом. Одна из наиболее ранних известных испанских жанровых картин - "Сцена на рынке" - создана в 1606 году Хуаном Эстебаном де Убедой. О том, насколько тесно на первых порах бытовой жанр связан с натюрмортом, свидетельствует и творчество великого испанского живописца Диего Веласкеса. На его ранних картинах, изображавших застолье, на переднем плане обязательно присутствует натюрморт.
Портрет, занимавший в живописи Андалусии скромное место, представлен только "Женским портретом" неизвестного испанского художника XVII века.
Куратор выставки - Людмила Львовна Кагане, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

Материалы из архива: