Не разделяя живопись и поэзию…
В Главном штабе Государственного Эрмитажа представлена выставка «“Не разделяя живопись и поэзию…”. Книги с иллюстрациями Андре Массона из собрания Марка Башмакова».
Выставка книжных работ Андре Массона открывает серию экспозиций, посвященных книгам художников-сюрреалистов. Цитата, вынесенная в название, метафорически выражает творческое кредо мастера и в значительной степени всего изобразительного сюрреализма, формирование которого тесно связано с литературой. Около тридцати изданий из собрания Марка Башмакова представят творчество Массона-иллюстратора на протяжении более пятидесяти лет. Произведения одного из пионеров сюрреализма впервые экспонируются в Эрмитаже в таком объеме.
Для Массона поэзия есть необходимое качество произведения искусства. Важнейшую роль в становлении художника сыграла дружба с молодыми литераторами - Жоржем Лембуром, Мишелем Лейрисом, Антоненом Арто, Робером Десносом, Жоржем Батаем, - собиравшимися в его мастерской на улице Бломе, где, по словам Массона, книги «в беспорядке валялись под прислоненными к стене холстами». Чтение было своего рода экзистенциальным опытом, дававшим ориентиры для выхода за пределы привычных норм, логики, художественных канонов. В искусстве Массона таким выходом стало автоматическое рисование и (связанный с ним) принцип визуализации внутреннего мира.
В 1924 году Массон и его друзья присоединились к группе, возглавляемой Андре Бретоном; осенью Бретон опубликовал "Манифест сюрреализма", давший имя новому направлению. В мае того же года появилась первая книга с гравюрами Массона - сборник стихотворений Лембура "Низкие солнца". Вслед за ней выходят книги Лейриса, Десноса, Марселя Жуандо; в иллюстрациях мастера варьируются ключевые для него - и для сюрреализма в целом - мотивы: спонтанный (или продуманный) поток ассоциаций, аналогии, метафоры, метаморфозы форм.
Начатая в этот поворотный для сюрреализма период деятельность Массона-иллюстратора продолжалась почти до самой его смерти. Художник сделал серии эстампов или рисунков для десятков книг; множество изданий включают по одной-две его композиции. Книги Массона демонстрируют не только динамику его творческих поисков, но и изменения, связанные с освоением новых техник и эволюцией вкусов в сфере livre d'artiste. Иллюстрации 1920-1930-х годов - монохромные, в основном линейные, подчас бегло набросанные - ближе всего к рисункам мастера; сами книги обычно небольшие и внешне непритязательные. В послевоенные годы появляются внушительные, эффектно изданные тома; Массон увлеченно работает в сложных техниках цветного эстампа, постоянно экспериментируя и достигая неожиданных результатов. В иллюстрациях нередко заметно сходство с его полотнами; впрочем, художник, внимательный к нюансам ремесла, никогда не соблазнялся прямым «переводом» живописи в гравюру или литографию.
Круг книг и имен, привлекавших Массона и его заказчиков-издателей, постепенно расширялся. Однако нетрудно заметить, что среди текстов преобладают стихотворные, а их авторы - преимущественно современники (как правило, те, с кем Массон был дружен, зачастую близкие к сюрреализму) или же те, в ком сюрреалисты видели своих предшественников. Эти предпочтения восходят ко временам «улицы Бломе», когда книга возникала как результат творческой близости художника и поэта. Точно так же в иллюстрациях Массона можно увидеть постоянное развитие приемов, по сути поэтических, сложившихся в эпоху «сюрреалистической революции».
Вслед за выставкой Андре Массона в залах Главного штаба будут показаны книжные работы других мастеров сюрреализма: Роберто Матта, Макса Эрнста, Хуана Миро, Сальвадора Дали.
Кураторы выставки – Михаил Витальевич Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа; Юлия Григорьевна Лукьянова – младший научный сотрудник ОЗЕИИ; Марк Иванович Башмаков – коллекционер.