Мастерская Зураба Церетели.

Даты проведения: 
с 7 июля 2009 по 30 июля 2009
Михайловский (Инженерный) замок Русского музея
Адрес: 
ул. Садовая, д. 2
Санкт-Петербург
Россия

В анфиладе залов созданы интерьеры мастерской известного художника, что позволят зрителю оказаться в его «творческой лаборатории». На выставке представлены произведения разных лет, включая ранее не экспонировавшиеся: живопись, эмали, шелкография, скульптура, видеоинсталляции, фотографии из собрания Церетели, а также его личные вещи.
Имя любого крупного художника неразрывно связано с тем, что принесло ему наивысшую известность. Зураба Церетели знают не только в нашей стране, но и далеко за её пределами благодаря целому ряду значительных памятников и монументальных скульптурных композиций. Но если архитектурно-скульптурное пространство Церетели открыто каждому, то есть другой мир, в котором протекает скрытая от посторонних глаз жизнь художника – мир мастерской.
На выставке в Русском музее воссоздана, конечно, не обстановка реальной мастерской Церетели, однако там представлены предметы, являющиеся неотъемлемой её частью - фрагменты интерьера, мебель, мольберты, этюдники, книги, ковры - и каждый может ощутить витающий в ней творческий дух, приподнятую артистичную атмосферу. Того, кто впервые познакомится с живописью Церетели, ожидает мощный поток цветовой энергии: как будто он окажется перед - или даже внутри - одной бесконечной картины, не имеющей ни начала, ни конца. Но постепенно ему начнет открываться индивидуальный смысл отдельных произведений.
Особое значение в живописных композициях Церетели имеют цветы. Через них раскрывается его философия живописи, в которой торжествует цвет. Многим из своих «букетов» он дает женские имена. Многие – связаны с памятью о друзьях, окрашены личными событиями и датами. В них нет места скучноватому, основанному на тоне, построению формы. Искусство Церетели опирается на традицию, восходящую к мозаикам Гератского монастыря и изысканным росписям в церкви св. Николая в Кинцвиси.
Краски Грузии живут в его душе от рождения, но очень рано он почувствовал притяжение передового европейского искуства и русского авангарда. Не скрывая любви к Анри Матиссу и Марку Шагалу, Казимиру Малевичу и Пабло Пикассо, Церетели свободно чувствует себя как в классическом измерении, так и в причудливой постмодернистской эстетике, а мощный цветовой инстинкт ведет его по собственному пути. И все, что он встречает на этом пути, становится его холстами.
Импровизационная манера, в которой выполнено большинство произведений Церетели, создают обманчивое впечатление легкости их появления. Однако шутливое название картины приоткрывает скрывающееся за ним творческое напряжение. Сама живопись рассказывает о своем создателе, не представляющем, как можно прожить хотя бы один день без кисти в руке. Входя в мастерскую Церетели, мы попадаем в царство свободы. Здесь, не связанный идеологическими, градостроительными, культурологическими обязательствами, неизбежными в монументальной скульптуре, он просто пишет. И поверх жанровых, тематических, сюжетных барьеров начинает проступать то, что, ускользая от слов и научных определений, влечет художника к мольберту - вольный творческий дух, сознающий ценность всего живого.

Подобные материалы