Нэцкэ

Даты проведения: 
с 22 июля 2016 по 15 октября 2016
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Ротонде Зимнего дворца Государственного Эрмитажа вниманию посетителей представлена выставка, организованная при поддержке Отделения стран СНГ Международного общества нэцкэ (International Netsuke Society).
Для экспозиции подобрано сто восемьдесят нэцкэ и несколько инрō XVII–XIX веков, предоставленных коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга. Впервые будут показаны произведения, которые десятилетиями хранились в частных собраниях и не демонстрировались ранее на выставках.
Искусство нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868). Из предметов сугубо утилитарных, служивших для крепления необходимых мелочей на поясе, нэцкэ в XVIII веке превратились в настоящие произведения искусства, украшавшие костюмы самураев и богатых горожан, а во второй половине XIX века покорившие сердца европейских коллекционеров.
Нэцкэ (根 (нэ) – «корень»; 付 (цукэ) – «прикреплять») – миниатюрная скульптура со сквозным отверстием, через которое пропускали шелковый шнур и привязывали к нему любой другой предмет небольшого веса – сагэмоно («подвешенная вещь»). Как правило, это был кисет для табака, футляр для курительной трубки, коробочка для лекарств или личной печати (инро) – необходимые в повседневной жизни предметы, которые можно постоянно держать при себе, закрепив на тканевом поясе оби. Шнур пропускали за поясом так, чтобы сагэмоно оставалось ниже его края и было доступно, а нэцкэ – выше и, за счет формы и объема, цеплялось за пояс, не давая предмету соскользнуть.
Способ ношения предметов на поясе был заимствован из Китая в конце XVI века, но самые ранние сохранившиеся образцы нэцкэ относятся к XVII столетию. Во второй половине XIX века традиционная одежда постепенно вышла из употребления, необходимость в функциональных нэцкэ практически исчезла, но их производство получило неожиданный импульс, когда Японию стали посещать зарубежные дипломаты, торговцы и туристы, для которых миниатюрная скульптура с изображением чужих богов и героев стала воплощением экзотики и удобным компактным сувениром. Также она остается предметом коллекционирования среди любителей японской культуры на всех континентах.

Материалы из архива: