Последователь Иеронима Босха.

Даты проведения: 
с 11 ноября 2016 по 14 января 2017
Адрес: 
Университетская наб., д.15
Санкт-Петербург
Россия

В Большом зале Дворца Меншикова открыта выставка «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации».
Картина «Сад земных наслаждений», созданная последователем Босха и хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, представлена впервые с момента ее поступления в музей и проведенной реставрации.
В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). Иероним ван Акен, известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. Вероятно, многие вещи не сохранились, но то, что дошло до нас, ставит Босха в первый ряд европейских художников, в котором он оказывается абсолютно самобытным.
Отдавая дань уважения гению мастера, Государственный Эрмитаж показывает повторение центральной части самого знаменитого произведения Иеронима Босха ‒ «Сад земных наслаждений». Оригинал находится в Национальном музее Прадо, Мадрид. Он представляет собой триптих со сценами сотворения мира на наружных сторонах боковых створок, изображениями «Райского сада» и «Страшного суда», ‒ на их внутренней стороне. Центральную доску занимает композиция «Сад земных наслаждений». Располагая ее между «Райским садом» и «Страшным судом», автор напоминает зрителю, что после земной жизни все окажутся в равном положении на Страшном суде. Это придает картине морализирующий и предостерегающий смысл.
Центральная композиция остается источником множества теорий и предположений. Перед нами своеобразный калейдоскоп жизни, соблазнов и удовольствий, оказывающихся на пути человека. Картина переполнена фигурами людей, животных, рыб и фантастических созданий. Люди движутся вокруг источника воды своеобразным хороводом – кто пешком, кто на животных – верблюдах, лошадях, свиньях, ламах и различных мифологических существах. В странных конструкциях и сосудах принято видеть алхимические знаки и приспособления. Центральное место занимает «Источник жизни», расположенный по центру озера, вверху картины, несущий в алхимической традиции смысл источника познания. Многочисленные сферы, с помещенными внутрь людьми, находятся на всем пространстве изображения, среди них прозрачная сфера (слева, в нижней части), которая символизирует открытость и незащищенность человека.
Понимание сюжетов Босха уже для его современников или живших чуть позже было затруднительным. Вот что написал о нем Карел ван Мандер (1548-1606) в своей «Книге о художниках»: «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто скорее пугали, чем услаждали смотревшего!».
Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» был создан в начале XVI века и вплоть до 1568 года находился на территории Нидерландов. Сохранился ряд упоминаний о нем в заметках современников, которые видели его в собрании Генриха III Нассау и затем у Виллема Оранского. С картины неоднократно делались копии.
Эрмитажное повторение значительно меньше оригинала. В связи с этим художник, чтобы не перегружать композицию, сократил количество фигур в верхней части картины.
Работа последователя Босха поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания художника и антиквара Роберта Ауэра (Прохора Прокопиева).
Мнения ученых о времени создания картины были очень различны. Диапазон дат варьировался от середины XVI века до XIX века. В первую очередь это было связано с сильными загрязнениями по всей живописной поверхности произведения.
Современные комплексные исследования, проведенные в Государственном Эрмитаже и дендохронологический анализ (определение времени произрастания дерева по его годовым кольцам), осуществленный профессором Питером Кляйном (Гамбург, Германия), позволили датировать работу 1556 – 1568 годами и утверждать, что она была написана в Нидерландах.
Эрмитажная копия «Сада земных наслаждений» имеет характер отличный от живописи Иеронима Босха. Художник не просто повторяет изображение, а перерабатывает его в соответствии со своим временем и пониманием живописи, придавая картине маньеристические черты, что в свою очередь, укладывается в предположение, подтвержденное проведенными исследованиями, о датировке картины серединой XVI века.
В ходе реставрации произведения были удалены слои загрязнений, а также несколько слоев реставрационных записей. Среди них необходимо отметить: практически полностью несколько раз переписанное небо, записи на фигурах, изменившие цвет причесок. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Были убраны поздние многочисленные драпировки, закрывающие части обнаженных фигур и меняющие авторское решение. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Возможно, ответ на это могут дать царапины и осыпи явно искусственного воздействия на картину. Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств.
Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника.
Государственный Эрмитаж проводит планомерную реставрацию живописи нидерландской школы XV - XVI веков. Ранее в музее были отреставрированы произведения: "Пейзаж со Св. Христофором" последователя Босха Яна Мандейна (1500/1502-1559/60), "Поклонение волхвов" Гуго ван дер Гуса (ок.1440-1482) и «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира Ван дер Вейдена (ок.1400-1464).
Реставрация проведена художником-реставратором Валерием Юрьевичем Бровкиным, в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий В.А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (Заведующая Т.А. Баранова) Государственного Эрмитажа.
Дендрохронологическое исследование осуществлено при поддержке общества Британских Друзей Эрмитажа и лично Джеральдин Норман.
Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
Выставку дополняют специально созданный фильм и фотографические материалы, рассказывающие об этапах исследований и реставрации картины.

С 12 по 30 ноября 2016 года СБЕРБАНК в рамках проекта «Искусство сохранять» обеспечивает бесплатный вход для посетителей Дворца Меншикова и проходящей там выставки «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации». Государственный Эрмитаж благодарен Сбербанку за поддержку этого проекта.

Материалы из архива: