Первая мировая война в графике русских и немецких художников.

Даты проведения: 
с 28 июля 2014 по 6 сентября 2014
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Фельдмаршальском зале Зимнего дворца откроется выставка-событие «Первая мировая война в графике русских и немецких художников в собрании Эрмитажа», на которой представлено около двадцати графических работ: плакаты, рисунки и лубочные картинки. Выставка приурочена к столетию Первой мировой войны.
В августе-октябре 1914 года Московское издательство «Сегодняшний лубок» печатало хромолитографии на военные темы. Это традиционное искусство гравюры адресовано широким народным массам. В максимально доступной и простой форме оно рассказывало о волновавших людей событиях. В Москве художники-футуристы К. Малевич, Д. Бурлюк, А. Лентулов, В. Чекрыгин стремились возродить это искусство. В грубоватой манере и простонародным языком они высмеивали врага, предвидя скорую и неизбежную победу. Для лубка важным и необходимым элементом является текст, сопровождающий изображение. Все стихотворные тексты для гравюр и открыток были написаны Маяковским. Известно, что и сам он выполнил изображения как минимум для шести листов, два из которых представлены на выставке.
Для лубков футуристов характерен яркий образный строй, сочетающий мотивы современных событий с грубоватым графическим языком, стилизованным, как и стихи, под простонародное искусство. Эта форма была общей для всей серии, что ставит современных исследователей русского авангарда в тупик, поскольку многие работы не имеют подтвержденного авторства.
В эти же дни попытка создать нечто похожее предпринимается футуристами и в Петрограде, где анонимным издательством «В. Ф. Т.» печатаются четыре цветных литографии. Большая часть лубков демонстрировалась на выставке «Война и печать», открывшейся в Петрограде 20 ноября 1914 года. Большого хождения эти эстампы не получили, и потомки оценили работы футуристов значительно выше, чем современники.
К столь же большой массе людей призваны были обратиться плакаты, посвященные военному займу 1916 года. Источники внешних займов на второй год войны оскудели, и было решено обратиться к народу. В доступной и яркой форме плакаты и открытки апеллировали к патриотическим чувствам (Святой Георгий, памятник Минину и Пожарскому), напоминали о тяжелых условиях сражений на фронте (солдаты в снегу, у орудий), о нуждах фронта («снарядный голод»). Плакаты выполнены художниками в разной стилистике, но, пожалуй, общим можно назвать влияние графической школы «Мира искусства» на большую часть одобренных для печати композиций. В этом проекте участвовало несколько художников, В. Варжанский, Г. Янковский, В. Верещагин, которые сейчас забыты. В Эрмитаж рисунки, по которым печатались цветные плакаты займа, поступили после революции. Как и все экспонаты этой выставки, они демонстрируются впервые.
После Второй мировой войны в Эрмитаж из Германии поступила большая группа рисунков немецких фронтовых художников, выполненных в 1914-1918 годах. Прежде они находились в собрании Цейхгауза, Музея немецкой военной истории, в Берлине.
Одна их часть – это гуаши художника немецкого Генерального штаба Эрнста Фолбера. Некогда знаменитый в Германии, сейчас он основательно забыт на родине, а за рубежами Германии совершенно неизвестен. В 1914-1918 годах он – фронтовой художник на Западном фронте. Особенной популярностью пользовались панорамы его кисти (в том числе воздушные).
В Эрмитаже находятся 817 работ Фолбера. Это различные по сюжету произведения: зарисовки линии фронта, оккупированных земель, руины, сцены из повседневной жизни в окопах и фронтовом тылу, госпитали, аэродромы, сцены боев, раненые и погибшие, портреты солдат, офицеров, главного командования и т.д. Это вещи высокого профессионального уровня, отличающиеся скрупулезной документальной точностью. Гуаши сгруппированы по тематическим портфелям и нумерованы согласно хронологии.
На многих листах Фолбера на обороте есть штамп «Kriegsgeschichtlich richtig», «Военно исторически верно», и подпись некого генерал-лейтенанта. Эта фраза точно определяет достоинство искусства художника. Он не занимается пропагандой, он фиксирует события. И делает это достовернее и выразительней, чем позволяла фотография тех лет.
Эти же слова могут быть сказаны о 925 работах Отто Энгельхард-Кифхойзера, художника менее известного, чем Фолбер. Художник родился в Саксен-Ангальте в 1884 году. В 1901-1907 годы учился в Академиях художеств в Касселе, Берлине и Веймаре. В 1914 году, двадцатилетним, он был мобилизован и воевал в чине фельдфебеля егерского батальона на Западном и Восточном фронтах. Прямо в окопах он делал в блокнотах карандашные и перовые зарисовки боевых действий, линии фронта, различных моментов солдатской жизни, портреты сослуживцев, местных жителей, пленных и многого другого. Это зарисовки карандашом, акварели и гуаши. Как правило, они имеют точную дату (а иногда и время) и надпись, поясняющую события, имена, место действия. Их ценность – в абсолютной документальности. Они не корректировались в мастерской. Здесь каждое изображение достоверно.
Графика Фолбера и Энгельхард-Кифхойзера – это очень специфический материал. Пока еще его сложно включить в давно сложившийся канон европейского искусства. История ХХ века трагична, и в этих печальных хрониках у обоих мастеров есть свое место. Их достоинство в точности передачи событий их непосредственными участниками. Их искусство говорит о людях того времени не меньше множества трудов позднейших историков. В него есть смысл сегодня вглядеться более внимательно.
Куратор выставки – Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы