Выставка «Артификация VS Утилизация».

Григорий Лысак. Бухта воспоминаний.
Григорий Лысак. Возвращение домой.
Выставка работы Григория Лысака (монументальные картины и арт-объекты), объединенные в художественный проект «Артификация VS Утилизация».
Дата и время мероприятия: 
с вторник, 26 ноября, 2019 (Весь день) по вторник, 10 декабря, 2019 (Весь день)
Адрес: 
ул.Большая Морская, 38
2 й этаж
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В галерее Санкт-Петербургского Союза художников «Голубая Гостиная» будут выставлены работы Григория Лысака (монументальные картины и арт-объекты), объединенные в художественный проект «Артификация VS Утилизация».
Григорий Лысак – создатель художественного приема архитектурной артификации, предполагающего использование фрагментов архитектурных объектов в процессе создания произведений современного искусства. Активная работа в сфере реставрации открывает художнику доступ к декоративным элементам, которым предписано быть утилизированными в процессе полного или частичного демонтажа исторических зданий. Концепция артификации – разработанный автором способ противостоять физическому исчезновению демонтированных объектов и утрате культурных слоев, которым они принадлежат.
«Артификация VS Утилизация» - это проект из трех концепций: «История во плоти», «История под обоями» и «Погребение истории», каждую из которых можно рассматривать как отдельно так и в комплексе.
«Погребение Истории» Артификация фрагментов разрушающихся и утраченных памятников деревянной архитектуры 19 века.
Объекты деревянного зодчества стремительно исчезают с лица земли: медленно разрушаясь или внезапно погибая в пожарах, они погребают под своими руинами воспоминания о событиях, свидетелями которых они были. Осознавая тщетность надежды на спасение обреченных на гибель объектов, художник стремится увековечить память о них в своих работах. Включая в пространство живописного произведения артефакты – обожженные деревянные конструкции – он совершает акт погребения, который оборачивается монументализацией: место физически исчезающего объекта занимает обретающая воплощение в материале память.
Другими словами каждая картина – это надгробие того или иного утраченного деревянного дома, отсюда и характерное название «Особняк 1891-2016», где 1891 год постройки дома, а 2016 год его исчезновения.
«История во плоти»- Артификация элементов лепного декора интерьеров конца 19 начала 20 веков в качестве скульптурного материала, через дополнительную персонификацию художник пытается вдохнуть в них новую жизнь.
«История под обоями» - живопись Григория Лысака в серии «Под обоями» напоминает нам абстрактный экспрессионизм — явление, давно канонизированное культурой, но и не утратившее актуальности. Поэтика стиля подсказывает, что здесь мы найдем истерику и буйство живописной стихии, но вместо этого на картинах проступают небо, линия горизонта или побережье — зарождающийся хаос гармонизируется композицией.
Перед нами действительно избыточные, фактурные картины, вызывающие мгновенный эмоциональный отклик. Но созданы они скорее от большого ума — автором с определенной школой. Свою тему молодой художник обрел в архитектурно-реставрационной практике, работая с лепным декором обветшавших особняков и доходных домов. Именно на строительном объекте Григорий Лысак поддался пороку городской меланхолии и эстетизации скуки, которым переболели многие успешно работающие авторы.
Представьте себе тяжело свисающий лист обоев из синтетического шелка, под ним розовые пятна газеты «Деловой Петербург» середины 90-х, за ними сухие, выцветшие обои в мелкий цветочек 70-х и желтая перестроечная газета, а дальше темно-синие плотные дореволюционные обои, трудноразличимые посеревшие тексты на немецком или французском языке, слой штукатурки, сетка-дранка и кирпич.
Отдельный фрагмент стены в лоскутах цветовых пятен сам по себе является любопытной живописной ситуацией, которая и вдохновила Григория Лысака на пересказ этих встреч с прекрасным.
Картина для художника в данном случае — не окно в другой мир, а скорее археологический срез. Это, если угодно, монументальная живопись, воспевающая жизнь стен, где «глубина» не является метафорой.
Многослойная живописная фактура картин Григория Лысака представляет своего рода информационную среду, в которой растворяются знаки, кодирующие почти два века истории города.
Серию «Под обоями» действительно можно читать, поскольку импульсом к созданию той или иной работы послужил прорвавшийся сквозь толщу коммунального быта газетный заголовок начала ХХ столетия или, говоря языком современным, «информационный повод», который остро переживался горожанами 80 или 100 лет назад.
Эти работы пробуждают у зрителя щемящее любопытство — желание узнать что-либо о горожанах прошлого, ужасавшихся катастрофе Титаника и выживавших в блокадные зимы, праздновавших расселение коммунальной квартиры и доживших до капитального ремонта.

Материалы из архива: