Юрий Медведев

Выставка
Даты: 
с 23 марта 2009 по 3 апреля 2009
Галерея
Борей
Адрес: 
Литейный пр., д.58
Санкт-Петербург
Россия

Юрий Александрович Медведев
Родился 6 января 1939 года в г. Уфа.
1956 — 62 обучается архитектуре в "Сибстрине",
(с 1960 — живописи в мастерской Николая Демьяновича Грицука).
1962 - 67 работает архитектором в г. Фрунзе (Киргизия),
путешествует по Средней Азии, горный туризм, этюды.
С 1965 член Союза Архитекторов СССР.
С 1967 живет в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
Работает в «Ленпроекте» (мастерская академика И. И. Фомина).
1970 — первая персональная выставка в Ленпроекте.
Знакомство с А. Арефьевым, О. Григорьевым, М. Шемякиным,
Г. Егошиным и др. художниками.
1975 участвует в выставке в ДК "Невский".
1976 - 80 участвует в квартирных выставках.
1980 - 85 участвует в выставках ДК "Молодежный",
член ТЭИИ, "Свободная культура" (Пушкинская 10).
С 1985 — участие в международных выставках во Франции, Германии, США.

«…К числу неоспоримых достоинств известного петербургского художника Юрия Медведева, помимо секрета владения волшебным колоритом, относится способность сочинять виртуозные композиции. Для того нужен материал — масса объектов и персонажей, потому его картины полны «действующими лицами» и «реквизита».
Бросается в глаза, что по выразительности «мертвая натура» натюрмортов с цветами (кстати, Медведев, как сейчас многие, не любит французский вариант названия этого жанра, предпочитая ему голландский — «тихая жизнь» / «stilleben») не уступает живой — современному человеку. И там, и здесь — богатая гамма переживаний и «раздумий» автора…»

Николай Благодатов.

Юрий Александрович Медведев — художник, чье творческое кредо, живописные предпочтения, более того, сам способ существования в искусстве сформировались в шестидесятые годы, рядом и вместе с другими художниками и поэтами арефьевского круга: А. Арефьевым, В. Некрасовым, О. Григорьевым и др. Будучи по образованию архитектором (специалистом по промышленной архитектуре) он, начиная с 1960-х гг. параллельно занимается живописью, с помощью которой реализует свои представления о мире. На первый взгляд, кажется, что его живопись и графика являются полной противоположностью той архитектуре, которую он проектирует в стиле конструктивизма 60-х — ясно и жестко прочерченных прямоугольных объемов, формулируемых на модном тогда языке необрутализма. Действительно, в картинах практически нет собственно архитектурных форм, господствует человек и природа, но они, данные, очерченные выпукло и конкретно, существуют в плотной композиционно-насыщенной среде тектонических координат. Большие объемы, крупные рельефные формы, выдержанные в довольно яркой цветовой гамме, позволяют художнику говорить обобщенно, активно пользоваться языком метафор, пластических символов. Таким образом, даже самые лирические, будничные темы звучат у него не сентиментально, а форсированно мощно, почти монументально, что отчасти согласуется с романтическим, экзистенциально-драматическим пафосом шестидесятых.
Своим учителем Ю. Медведев считает Н. Грицука, знаменитого новосибирского мастера, чья живопись по-настоящему европейского уровня помогла ему освоить уроки выдающихся художников XX века. Благодаря Грицуку, этот богатейший художественный опыт (Пикассо, Шагала, Дюфи, Бекмана, Мура и др. ) практически недоступный в России, он сумел переработать, приблизить, сделать органичным, соприродным своей индивидуальности. Кроме того, в бытность его в Новосибирске там, в Академгородке прошли выставки П. Филонова, Эль Лисицкого и М. Шемякина. Все это предопределило его дальнейшую творческую судьбу — начиная с 1970-х он стал активным участником выставок ленинградских неофициальных художников (в том числе легендарной в ДК «Невский» в 1975 г. ).
Помимо карнавальных, подчас гротескно-цирковых образов, в его полотнах постоянно присутствует и сниженно-бытовая тематика, тоже на свой немного форсированный лад (но не в нервном, экспрессивном ключе как у Арефьева, а скорее сказочно-насмешливом) отражающая повседневную уличную, коммунальную жизнь советского человека. Основные серии, циклы работ художника продолжают свое развитие и по сей день, это «Проза быта» («Реалии бытия»), «Средняя Азия», «Уличный переход», «Застолье», «Дон-Кихот».
На выставке представлены живописные работы, отражающие его творчество в 21м веке. Художник с пучком кистей в руке совершает некие таинственные действия, своего рода обряд. «Искусство я ставлю выше религии» - говорит сам художник, и эти слова как нельзя лучше объясняют не только радостную, полную внутреннего напряжения и суровой экспрессии живопись, но и его творческое кредо в целом.

Глеб Ершов.