М. В. Ломоносов и елизаветинское время.

Даты проведения: 
с 22 ноября 2011 по 10 марта 2012
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В ноябре 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. В парадных залах Зимнего дворца, вход в который украшает картуш с вензелем "EI", к юбилейной дате подготовлена большая выставка под названием "М.В. Ломоносов и елизаветинское время". Она включает в себя более семисот экспонатов из коллекции Государственного Эрмитажа, а также из других петербургских музеев, архивов, библиотек. Экспозиция отличается тщательным подбором произведений, позволяющих всесторонне представить елизаветинское время, в которое ярко раскрылся гений Ломоносова.
За время двадцатилетнего правления Елизаветы Россия одержала ряд побед на международной арене, внутренний рынок укрепился, а различные "науки и художества" переживали период подъема. Успешному правлению Елизаветы I во многом способствовала тесная связь науки с жизнью. Труды ученых все чаще имели прикладной характер, а реформирование системы образования дало толчок к развитию идей Просвещения по всей России. Истинная дочь своего великого отца, императрица умела ценить в людях не столько их знатность и богатство, сколько природный талант, смекалку, инициативу. Подтверждением тому служит ее неизменное благоволение к М.В Ломоносову, позволившее в полной мере проявиться его талантам. Елизавета Петровна не только одобряла многочисленные начинания ученого, но регулярно повышала его общественный статус. В 1751 году он был награжден званием коллежского советника с правом потомственного дворянства. На протяжении всех лет творческой активности М.В. Ломоносов пользовался искренней поддержкой таких знатных и образованных людей своего времени, как граф М.И. Воронцов, граф П.И. Шувалов, И.И. Шувалов, входивших в близкое окружение императрицы.
Ломоносов вернулся в Петербург после учебы за границей накануне важных исторических перемен - 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота к власти пришла Елизавета. В январе 1742 года М.В Ломоносова назначили "адъюнктом физического класса" Академии наук. В 1741-1745 годах молодой ученый, описав коллекцию минералов, принял участие в издании первого в России печатного музейного каталога "Musei Imperialis Petropolitani". С 1741 года он в качестве внештатного автора и переводчика работал для газеты "Санкт-Петербургские ведомости", а в 1748-1751 годах был ее постоянным редактором.
В июле 1745 года Елизаветой I был подписан указ о присвоении Ломоносову звания профессора. А в 1748 году царица пожаловала ему 2000 рублей за только что написанную "Оду", поразившую ее не только красотой слога, но и гражданским патриотизмом.
В январе 1755 года завершился проект, разработанный И.И. Шуваловым совместно с М.В Ломоносовым - указом императрицы был основан Московский университет, куратором которого стал сам Шувалов. А Ломоносов с 1760 года был назначен единственным руководителем деятельности Петербургского университета и гимназии при Академии наук. Издание учебников по грамматике, риторике, стихосложению, пособий и наставлений по точным наукам, географии, геологии, минералогии было одним из главных направлений деятельности ученого. Вплоть до 1750-х годов деятельность Ломоносова протекала преимущественно в стенах Академии, носившей официальное название "Академия наук и художеств". Однако приоритетное значение отдавалось наукам, художества же рассматривались как способ увековечить и донести до зрителя изыскания ученых. Центром приборостроения в Академии являлись Оптическая, Слесарная и Инструментальная палаты, где по проектам Ломоносова были изготовлены однозеркальный телескоп, универсальный барометр, перископ, многолинзовый зажигательный инструмент и др.
Граверы и рисовальщики Академии наук иллюстрировали книги и каталоги, чертили географические и астрономические карты, создавали портреты современников, панорамные виды города и его отдельных построек. Разносторонность деятельности художественных палат, рост их творческих планов вызывали все больший протест у многих ученых. Одним из активных сторонников разделения "наук" и "художеств" был М.В. Ломоносов. Мнение Ломоносова поддерживал и И.И. Шувалов, обеспокоенный тем, что подавляющее большинство живописцев в России были заезжими иностранцами.
Осенью 1757 года была создана Академия "трех знатнейших искусств - живописи, скульптуры и архитектуры". Хотя формально Академия считалась частью Московского университета, находилась она в Санкт-Петербурге. Первое время, пока подыскивались постоянные помещения, занятия проводились в доме И.И. Шувалова на Большой Итальянской улице. Первыми учениками Академии стали Антон Лосенко, Федот Шубин, Иван Ерменев, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов, чьи имена затем прочно вошли в историю русского искусства.
В 1763 году М.В. Ломоносов за свои достижения в мозаичном искусстве был избран почетным членом Академии художеств. Создание мозаичного производства было результатом сотен опытов ученого в построенной по его проекту Химической лаборатории. В марте 1753 года был подписан указ о передаче в ведение Ломоносова девяти тысяч десятин земли в Копорском уезде для создания фабрики по производству разноцветного стекла, бисера и стекляруса. В мае в деревне Усть-Рудица состоялась закладка фабрики, и уже через несколько лет появились первые мозаичные произведения. За весь период существования мастерской Ломоносова было сделано не менее сорока мозаичных произведений, из которых около половины сохранилось.
В правление Елизаветы Петровны было основано еще одно важное производство - первая в России фарфоровая мануфактура. Открытие секрета драгоценного фарфора принадлежит Д.И. Виноградову, другу и сподвижнику Ломоносова. В документах 1740-х годов среди продукции мануфактуры перечислены пуговицы, пасхальные яйца, набалдашники для тростей, шпажные эфесы, колокольчики, черенки для ножей и вилок, чашечки, скульптурные фигурки, подсвечники, но больше всего упоминаний о табакерках разной формы. Императрице, охотно дарившей табакерки придворным, особенно понравилась форма в виде почтового конверта, демонстрировавшая превосходное качество белоснежного русского фарфора. С появлением в 1756 году большой печи для обжига стали производить и более крупные предметы. К этому времени относится изготовление первого дворцового сервиза из более 400 предметов - Собственного сервиза, принадлежавшего императрице.
Успехи в области наук, художеств и промышленных производств находили свое внешнее отражение в блеске и роскоши придворной жизни. Правление Елизаветы связывают с расцветом стиля барокко, пышность которого выражала идею могущества абсолютной монархической власти. Почти одновременно с постройкой зданий начиналось убранство парадных покоев. Подстегиваемые тягой русской знати к предметам роскоши, в России активно развивались различные ремесла и производства.
В то же время при Елизавете, много делавшей для укрепления православной веры среди своих подданных, церковное строительство развернулось в невиданных масштабах. Выдающимися памятниками стали ансамбли Смольного собора, Никольской Морской церкви и Александро-Невской лавры, где хранились мощи святого Александра Невского, которого Петр I считал покровителем города. Елизавета I приказала создать над могилой Александра Невского (в надвратной Благовещенской церкви) пышное надгробие. Великолепная рака, экспонируемая ныне в Концертном зале Зимнего дворца, состоит из саркофага, двух постаментов с военными трофеями и многоярусной пирамиды, увенчанной декоративным "сиянием". Композиция исполнена из чистого серебра, открытого в 1740-е годы в рудниках Алтая близ озера Колывань. Гробница изготавливалась в 1746-1750-х годах на Санкт-Петербургском Монетном дворе. На трех сторонах саркофага поместили чеканные изображения сцен из жизни Александра Невского, на четвертой - стихи, сочиненные М.В. Ломоносовым; он же был автором надписей на двух щитах, которые держат литые фигуры ангелов. Все тексты прославляют военные подвиги Александра Невского, Петра I и мудрое правление Елизаветы I. Рака Александра Невского - выдающийся памятник эпохи барокко. В этом произведении отразились программные установки елизаветинского времени: верность заветам отца, укрепление авторитета России, развитие внутренних ресурсов, активизация научных знаний, процветание "художеств" и даже - реформа русского стихосложения.
Куратор выставки - Наталья Юрьевна Гусева, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры.

Материалы из архива: