Глазами романтика.

Даты проведения: 
с 28 октября 2010 по 5 февраля 2011
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

Начало каждого столетия означает определенную перемену эстетических вкусов. В наше время это заметно, в частности, во все возрастающем интересе к живописи XIX века, не ограниченной хрестоматийным романтизмом, реализмом и импрессионизмом. Именно поэтому Государственный Эрмитаж показывает художников, которых сегодня у нас почти не знают, хотя 150 лет назад в России картины Э. Вербукховена, Ф. Виллемса, Ж.-В. Жениссона, Д. де Нотера, Б.К. Куккука, Л. Мейера, А. Схелфхаута, П. ван Схендела непременно украшали каждое сколько-нибудь значимое частное собрание. Они были в личных коллекциях членов императорской семьи, знаменитых галереях князя А.М. Горчакова, графа Н.А. Кушелева-Безбородко и многих других.
Для выставки отобрано 70 работ: разнообразные пейзажи - летние и зимние, архитектурные, ноктюрны (ночные сцены), марины, а также портреты, натюрморты и жанровые сцены.
Выставка "Глазами романтика" представляет бельгийско-голландский вариант общеевропейского позднего романтизма, для которого характерно эмоционально-лирическое восприятие действительности художником, пребывающим в гармонии с реальностью. Одновременно название экспозиции передает творческое отношение самого Джефа Радемакерса к жизни и коллекционированию.
Радемакерс - писатель, поэт, историк искусства. Основанная им в 1980-х годах телекомпания выполняла заказы нидерландских, бельгийских и немецких телевизионных каналов. Радемакерс - автор документальных фильмов об искусстве и музеях, создал несколько новых популярных программ. Последние двадцать лет он занимался в основном своей коллекцией живописи, которая находится в его доме в Брасхате (недалеко от Антверпена).
Собрание включает более ста картин бельгийских и голландских художников, стремившихся возродить великие традиции Золотого века живописи. Ядро коллекции составляет ряд "возвышенных", радующих и ужасающих одновременно, пейзажей. Отдельного упоминания заслуживают произведения фламандского живописца Базиля де Лозе. Его портреты ("Женский портрет", "Портрет матери с ребенком") и жанровые сцены ("Праздник в деревне", "Счастливое семейство") превосходят работы современников благодаря юмору и техническому мастерству. По тематике и колориту творчество де Лозе напоминает картина Адриана Вюлферта "Прощание после обручения", на которой представлена сцена прощания новобрачных с семьей невесты. Круг тем, которых касался Вюлферт, широк: так же, как и де Лозе, он писал исторические картины и портреты параллельно с идеализированными жанровыми сценами.
Бельгийский художник Давид де Нотер, работы которого также можно увидеть на выставке, прославился не своими жанровыми сценами ("На кухне"), а полными света натюрмортами с необычайно теплым колоритом и резкими светотенями. Одна из лучших работ де Нотера в этом жанре ("Натюрморт") входит в состав коллекции Радемакерса.
Значительную часть экспозиции занимают живописные произведения, в которых основным является пейзаж. Это работы Баренда Корнелиса Куккука, архитектурные пейзажи Барта Ван Хове, морские пейзажи Луи Мейера.
Представлены и особо любимые собирателем ноктюрны: "Вечерний пейзаж с рыбаками" Питера Лодевейка Кюнена, "Ночной морской пейзаж" Петруса Ван Схендела, "В комнате" Петрюса Кирса.
Куратор выставки - Борис Иосифович Асварищ, ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения; заведующий Сектором живописи XIX - XX веков и скульптуры Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы