Думай о времени!

Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт. 1659-1675 гг. Картина после реставрации.
Проект инсталляции из предметов декоративно-прикладного искусства
Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 9 декабря, 2023 (Весь день) по воскресенье, 31 марта, 2024 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая пл., 2
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Главном штабе представлена выставка-инсталляция «„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт», раскрывающая перед зрителем предметный мир живописного произведения эпохи барокко.
Соединение живописи XVII века и подлинных шедевров прикладного искусства из собрания Государственного Эрмитажа в поиске современного языка создаёт удивительное эстетическое высказывание в актуальном музейном пространстве. Выставка выходит за рамки только демонстрации замечательной картины после реставрации. Это сложное интеллектуальное и философское размышление кураторов и художников над вечными темами: зыбкости человеческого существования, его быстротечности и хрупкости. Именно поэтому строка, написанная на картине Яном ван ден Хекке, вынесена в название экспозиции и призывает зрителя к рефлексии: «Думай о времени…».
«Эта выставка смело сочетает несколько направлений эрмитажных выставок. Она является “тотальной инсталляцией“ и тем продолжает серию выставок, посвящённых памяти Ильи Кабакова и эрмитажному пониманию приёмов современного искусства. Она представляет результат долгой научной реставрации, оригинально демонстрирует эрмитажную коллекцию прикладного искусства и облекает всё это в музыкальную “выставку”. Хранители и художники создали новое, музейное по природе, художественное произведение», – М. Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
В центре внимания выставки, развернутой в неординарном пространстве Белого зала Главного Штаба, жемчужина фламандской живописи второй половины XVII столетия – «Роскошный натюрморт» Яна ван ден Хекке (1620–1684). Это одно из самых значительных произведений мастера превосходит другие его работы как по своим размерам, так и по тонкости и красоте живописи.
Благодаря кропотливой и сложной реставрации картина Яна ван ден Хекке смогла впервые предстать перед зрителем на выставке-инсталляции, где соединились экспонаты из коллекции Эрмитажа, современный выставочный дизайн и, конечно, музыка, подобранная дирижёром и скрипачом-виртуозом Сергеем Стадлером.

На нидерландском языке подобные натюрморты обозначаются словом Pronkstilleven, означающего «хвастаться», натюрморты этого типа состоят из вещей редких, роскошных и необычайно дорогих, выставляемых их владельцами напоказ, для утверждения своего статуса и желания вызвать зависть окружающих к их богатству и вкусу.
Динамичный по своей композиции натюрморт представлен на террасе, по барочному украшенной драпировками и открывающейся в холмистый пейзаж с замком вдалеке. Стол изобилует предметами роскоши: тканями, серебряной и стеклянной посудой, экзотическими восточными диковинками. Богатство явлено здесь в самой нарочитой форме.
Ключевым акцентом картины являются два красных омара, царственно возлежащие по центру. Эти ракообразные, как и устрицы, расположенные чуть левее и сейчас ассоциируются с фешенебельной жизнью. Об удовольствиях и радостях жизни говорят и надломленный хлеб, и праздничный пирог, и спелые фрукты, разложенные на столе – несколько сортов винограда, сочные персики, сладкие фиги и айва.
Ян ван ден Хекке населяет свой натюрморт и живыми существами. В левом верхнем углу у зеркала красуется попугай амазон, обозначающий тщеславие, а на полу скачет небольшая обезьянка, являющаяся символом человеческих пороков. Важную роль в картине занимают музыкальные инструменты. Они свидетельствуют об увлечении аристократов и бюргеров XVII века музицированием, примечательно, что некоторые тетради, изображенные на картине рядом с инструментами, открыты и там виднеется нотная запись, которую можно считать.
О хрупкости и недолговечности земной жизни говорят некоторые предметы: тонкостенные стеклянные бокалы, раковины и небольшие механические часы. Ян ван ден Хекке мог также изобразить в своем произведении аллегорию пяти чувств, что было довольно распространено среди фламандских художников того времени. «Слух» мы можем усмотреть в музыкальных инструментах, «Вкус» в изображении всевозможных яств на столе, «Обоняние» – во фруктах, источающих сладкий аромат, «Зрение» обозначено зеркалом, а «Осязание» мартышкой, отрывающей виноградину одной рукой, а другой сжимающей лозу.

Основой для создания выставки-инсталляции послужили предметы из коллекции Государственного Эрмитажа. Подлинные шедевры европейского художественного серебра – величественный немецкий ложчатый кубок, небольшая тацца, роскошные крупные блюда – соседствуют с китайским фарфором с его тонкостью кобальтовых узоров и величием зеленого бархата. Рядом представлены стеклянные бокалы самых разных форм. Отдельным мощным аккордом выступают музыкальные инструменты из коллекции Музея театрального и музыкального искусства. Гармонично вписанные в пространство они добавляют в художественное высказывание кураторов и художников выставки силу и гармонию, подчеркивая соединение реального и осязаемого мира, с его воплощением в живописи.

Реставрация картины Ян ван ден Хекке «Роскошный натюрморт» проведена в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (заведующий В. А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа; реставраторы: В. Ю. Бровкин, М. В. Лапшин, С. Н. Богданов; исследования проведены К. Б. Калининой.
Кураторы выставки – Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Художники-дизайнеры: Юрий Сучков и Эмиль Капелюш.
К выставке готовится книга (Издательство Государственного Эрмитажа), авторы текстов: В. О. Статкевич, М. Л. Меншикова, М. В. Лапшин, Ю. А. Сучков, Э. Капелюш, С. В. Стадлер.

Материалы из архива: