Гусейн Алиев.

Даты проведения: 
с 20 октября 2011 по 27 ноября 2011
Адрес: 
Невский пр. д. 17
Санкт-Петербург
Россия

В Строгановском дворце Государственного Русского музея открылась выставка произведений Народного художника Азербайджана Гусейна Алиева. На экспозиции, приуроченной к 100-летию со дня рождения мастера, представлено 60 произведений Алиева 1960-80-х годов, созданных в своеобразной и необычной технике монотипии.
Гусейн Алиев (1911-1991) родился в Азербайджане, в деревне Джомардлы провинции Зангезур. Профессиональное образование он получил сначала в художественном техникуме в Баку, затем на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1932-1935). Возвратившись по окончании института в Азербайджан, он сам стал преподавать в Бакинском художественном техникуме, одновременно работая художником в журналах «Молла Насреддин» и «Коммунист». В то же время он активно занимался живописью и акварелью.
Алиев прошел большой жизненный и творческий путь, на протяжении которого он обращался к разным жанрам и техникам: плакату, портрету, графике, живописи. Особое место в его творчестве занимают акварельные монотипии 1960-1980-х годов, в которых художник отражал красоту природы родного Азербайджана.
Природа всегда имела власть над воображением Алиева, и память постоянно возвращала его к впечатлениям детства, прошедшего в горах Зангезура. Его первой картиной, написанной на холсте, был пейзаж Родины. Уже в этой ранней работе были заложены принципы, характерные для пейзажей зрелого периода творчества Алиева, особенно исполненных в технике монотипии.
Годы учебы на графическом факультете Академии художеств в Ленинграде привили Алиеву большую дисциплину в создании реалистически точного и убедительного рисунка, построения планов и перспективы. И, безусловно, традиции русской школы лирического пейзажа нашли свое продолжение в творчестве мастера. При этом истоки творческого вдохновения Алиева берут начало в чистых родниках народного искусства. В свои произведения он вводил атрибуты и символы, известные по памятникам национальной культуры, помогающие разгадать смысл сюжетов, опираясь на вековые традиции азербайджанского искусства – памятники зороастрийского, раннехристианского и средневекового мусульманского периодов. Навеянные конкретными пейзажными мотивами, но исполненные в абстрактной манере, они становятся таинственными фантастическими знаками мироздания.
В монотипиях определяющие черты авторского стиля Алиева – стремление к лаконичности и избирательности, - выразились наиболее ярко. Эстетизм становится самоцелью творчества, а красота – овеществленной сутью искусства. Для его художественного высказывания характерен минималистический подход к использованию средств, в сочетании с музыкальностью и изысканностью колористического строя. Простые, заурядные явления природы Алиев подавал как предмет высокой философии, событие, требующее глубокого осмысления и особого внимания. С настойчивостью ученого художник раскрывал природные законы гармонии, света и цвета, особенности внутренней структуры элементов.
Пейзажи Алиева в технике монотипии, как никакой другой жанр его творчества, широко раскрывает зрителю высокую художественную культуру мастера, богатство технических приемов, свободу творческого использования широкого арсенала средств визуальной выразительности. Глубокое насыщение монотипий Алиева содержанием и фактурой создает богатство ассоциативного ряда, связывая наследие автора множеством интеллектуальных и эмоциональных реминисценций с мировой художественной культурой.

Материалы из архива: