Керамика Раку.

Даты проведения: 
с 10 июля 2015 по 5 сентября 2015
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний».
Выставка организована Государственным Эрмитажем, Музеем Раку и Японским фондом совместно с Посольством Японии в России, Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге при содействии Национального музея современного искусства Киото.
Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ прославленных мастеров шестнадцати поколений династии Раку. Впервые в России представлены работы Тёдзиро, основателя династии Раку, и его наследников, включая работающих в настоящее время Китидзаэмона 15-го и Раку Ацундо, который станет 16-м главой Дома Раку.
Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото, основанного в 1978 году 14-м главой Дома Раку – Какуню. Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, выставка знакомит с произведениями из других японских собраний, среди которых Собрание Агентства по делам культуры Японии, Библиотека Буддийского университета, Национальный музей современного искусства в Киото, Национальный музей современного искусства в Токио, Музей изобразительных искусств Эгава, Музей Хосоми, Музея изобразительных искусств Сагава, а также из частных коллекций и собраний чайных домов Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ. Для представления исторического фона становления керамики Раку, в экспозицию включены произведения живописи и каллиграфии: свитки и ширмы, характерные для начала эпохи Эдо (1603-1868), включая выполненные художниками связанными творческими контактами с семьей Раку.
Произведения мастерских Раку – одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI–XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства.
Простые и незатейливые по форме творения гончара Тёдзиро стали истинным воплощением принципа безыскусной красоты ваби, введённого в чайное действо мастером Сэн Рикю и дошедшего до наших дней. Тёдзиро стал главной фигурой в формировании стиля керамики чайной церемонии Сэн Рикю, заложив основы современного гончарного искусства Раку. До появления в мире чайной церемонии Сэн Рикю, в сознании японцев чаепитие не ассоциировалась исключительно с японскими керамическими чашками (ценились как китайские чашки карамоно, так и корейские чашки корайдзяван), однако Сэн Рикю отверг китайские и корейские чашки как чуждые духу чайного действа.
Тёдзиро положил начало династии гончаров создавших совершенно особый мир красоты, не имеющий аналогов в истории японской керамики. На протяжении почти четырех столетий, занимаясь производством чашек и других изделий, предназначенных для чайной церемонии, поколения гончаров семьи Раку демонстрировали высокое мастерство и творческую изобретательность.
Секреты искусства гончаров Раку держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну (сын мог быть и не родным). Подобную форму перехода мастерства от поколения к поколению, столь неукоснительно не соблюдала ни одна из японских школ керамики. Сохранению непрерывной производственной и художественной традиций мастерских Раку на протяжении нескольких столетий способствовало покровительство знатных семейств Японии.
С технологической и художественной точек зрения, изготовление керамических изделий Раку является делом весьма сложным. Ручная формовка глины, вместо использования гончарного круга, делает каждый предмет уникальным, лепка даёт асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия, что позволяет воплотить идеи естественности и простоты. Необычные декоративные эффекты на поверхности - сетки трещин, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь, оплавления, появляющиеся в результате чересчур высокой температуры, намеренное использование технологических дефектов для достижения иллюзорной безыскусности, - балансируют на грани изысканной простоты и явного брака. Подобная продуманная небрежность и составляет главную прелесть керамики Раку.
Основная тема выставки «Керамика Раку: космос в чайной чашке» – непосредственно сама чашка, вылепленная вручную, без оглядки на декоративность и привлекательность формы, отражающая душу своего создателя. Здесь необходимо отметить особую роль отношений, возникающих между тем, кто готовит чай, и теми, кто его пьет. Весь этот процесс занимает очень короткое время, но совершается не бессознательно: и человек готовящий чай, и человек его пьющий, как бы полностью перемещаются в пространство чашки и последовательно «обходят» его. Когда человек созерцает внутреннее пространство чашки, его мысли стремятся к таким глубинам, какие в другое время и вообразить невозможно: ему открывается бесконечность, которую как раз и можно назвать Вселенной.
Кураторы выставки – Мацубара Рюити, главный куратор Национального музея современного искусства Киото; Татьяна Борисовна Арапова, ведущий научный сотрудник Сектора Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы