Выставка «Константин Коровин».

Константин Коровин. Сельский пейзаж с мостом. 1919. Холст. Масло. 66,5х87.
Константин Коровин. Автопортрет. 1938. Бумага, масло, темпера. 60х49,5.
Константин Коровин. Весна. 1917. Холст, масло. 88,5х66,5.
Константин Коровин. Портрет Н.И. Комаровской. 1908. Холст на картоне, темпера. 33х22,2.
Выставка отражает основные этапы творчества Константина Коровина и показывает все виды искусства, в которых он работал.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 10 августа, 2011 (Весь день) по вторник, 8 ноября, 2011 (Весь день)
Адрес: 
наб. кан. Грибоедова д. 2
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В залах Корпуса Бенуа Русского музея открыта выставка выдающегося русского живописца , приуроченная к 150-летию со дня рождения автора. Впервые представлено около 250 произведений художника из пятнадцати музеев России. Выставка отражает основные этапы творчества Константина Коровина и показывает все виды искусства, в которых он работал. Уникальным событием станет экспонирование 23 панно, созданных для Всемирной Парижской выставки 1900 года, которые в полном составе выставлялись 110 лет назад. Также можно увидеть театральные и графические работы мастера, редкие фотографии и документальные материалы.
В выставке приняли участие художественные, театральные, музыкальные и литературные музеи России. Из собрания Государственного Русского музея представлено 100 полотен мастера. Остальные работы поступили из петербургских музеев: Всероссийского музея А.С.Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также из музеев Москвы: Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея государственного академического Большого театра. Кроме того, представлены произведения из музеев Ярославля, Твери, Вологды, музеев-заповедников «Поленово» и Великого Новгорода, ряда частных коллекций.
Выставка носит комплексный характер. Экспонируются работы Коровина от начала 1880-х годов, ставшие новаторским явлением в русской живописи того времени, до 1920-1930-х годов, когда художник жил и работал в эмиграции, во Франции. Она объединила все виды искусства, в которых проявил себя Коровин: станковую, монументальную живопись, графику и театрально-декорационное искусство. Последняя значительная выставка Константина Коровина была открыта в Русском музее в 1986 году.
Константин Коровин (1861-1939) — один из самых талантливых и ярких художников рубежа XIX-XX веков, принадлежит плеяде мастеров - Валентина Серова, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Михаила Нестерова, которые в 1880-1890-х формировали новую эстетику, новый взгляд на мир, новое мироощущение, определившие развитие национального искусства в ХХ столетии. Учителями Коровина были А.К.Саврасов, В.Г.Перов, В.Д.Поленов. Уже в годы учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества он поражал педагогов своей одаренностью, находками в колорите и композиционных приемах. На выставке можно увидеть первый образец «русского импрессионизма» - «Портрет хористки», созданный в 1883 году. Написанная мелкими подвижными мазками светлых красок, эта картина была необычна для того времени. Вскоре Константин Коровин становится членом Мамонтовского (Абрамцевского) кружка. Там он работает вместе с А.М. Васнецовым, М.А.Врубелем, тогда же начинается его дружба с В.А.Серовым. Для Константина Коровина 1880-е отмечены первым творческим взлетом, он пишет свои шедевры, среди которых «Портрет Т.С.Любатович», «За чайным столом», «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». В это же время появляются картины в стилистике модерна и символизма. Эти черты можно увидеть в его знаменитом холсте «Северная идиллия», отражающем увлечение Константина Коровина фольклором, театром, музыкой Н.А.Римского-Корсакова, «Снегурочкой» А.Н.Островского.
Произведения Константина Коровина отличает жизнерадостность и оптимизм, они полны любви к человеку и родной природе. Его многочисленные пейзажи, портреты и натюрморты стали классикой русской живописи. С конца 1890-х его любимыми мотивами становятся Подмосковье, Север, но особенно — Париж и его вечерние огни. В это же время Константин Коровин сближается с С.П.Дягилевым и начинает свою работу в журнале новых идей «Мир искусства», принимает активное участие в выставках общества «Мир искусства». Выиграв конкурс среди десяти эскизов, Константин Коровин оформляет обложку первого номера журнала. В результате весь первый год «Мир искусства» появлялся в остро модернистских обложках Коровина.
Открытием этой выставки станет серия панно, созданных Константином Коровиным для отдела Окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Тогда он был одним из немногих мастеров, кому удалось осуществить свои замыслы в монументальной живописи. В этом проекте художник выступил и как архитектор (здание Кустарного отдела), и как автор экспозиции. Коровиным было написано 31 панно для зала Крайнего Севера, экспозиции Сибири и Средней Азии. Виды Архангельска, Мурмана, Новой Земли тундры, становищ, изображения тайги у Байкала, лежбищ котиков, добычи золота и пушного зверя украшали залы павильона. Исполненные в стиле модерн, панно были высоко оценены европейской критикой и отмечены двумя золотыми медалями. После закрытия выставки они были переданы в Русский музей. Однако в последний раз все они экспонировались только в 1901 году на выставке общества «Мир искусства» в Петербурге. 23 отреставрированных панно – впервые за 110 лет – можно увидеть на выставке Русского музея.
Работа Константина Коровина в театре началась после его знакомства с меценатом С.И.Мамонтовым, который в 1885 году открыл Русскую частную оперу в Москве. Оформляя там спектакли, художник участвовал в реформировании музыкального театра. Многие высшие достижения русской сцены 1900-х и 1910-х годов связаны с его именем. С 1900 по 1918 год Константин Коровин работает в Императорских театрах Москвы и Петербурга. Он оформил спектакли «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» М.И.Глинки, «Хованщина» М.П.Мусоргского, «Снегурочка», «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, «Дон-Кихот» Л.Минкуса, «Саламбо» А.Арендса и многие другие. Ни один комплекс декораций и эскизов не сохранился полностью, кроме «Золотого петушка». Посетители выставки впервые увидят вместе все эскизы, которые хранятся в разных музеях. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства предоставил на выставку пять костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», созданных по эскизам художника.
Обложка и заставки для журнала «Мир искусства», плакат «Жертвуйте жертвам войны», выставленные в одном из залов, знакомят с графическими работами Коровина, также здесь можно увидеть эскизы панно, переписку художника, редкие фотографии, первые публикации о нем и документальные материалы.
Последние шестнадцать лет жизни Константин Коровин провел во Франции. В Париже в 1920-х-1930-х годах он готовил декорации спектаклей для театров по всему миру. Оформлял балеты для труппы Анны Павловой, оперу Д.Россини «Севильский цирюльник» для гастролей Ф.Шаляпина в Англии и США. Продолжал писать картины, но полотна этого времени уже свидетельствовали о дисгармонии внутреннего мира, вызванной невзгодами жизни и тоской по Родине, которая питала его творчество. В это время Коровин становится известен и как талантливый писатель-мемуарист.
Константин Коровин оставил след во всех видах искусства, к которым обращался и практически все, чем он занимался, принесло ему славу. Интересны были его архитектурные опыты, которые он оставил в 1910-х из-за увлечения театром. Однако они нашли отражение в его декорациях. Коровин проектировал выставочные павильоны и жилые интерьеры, занимался мебелью, керамикой, иллюстрациями и плакатом. Был красив и обаятелен, замечательно пел и славился как изумительный рассказчик. Он оказался хорошим педагогом, воспитав в Московском училище живописи, ваяния и зодчества несколько поколений русских художников. Вместе с тем из-за новаторской импрессионистической природы творчества художника долгое время не признавали. Первая публикация вышла, когда Константину Коровину было почти сорок лет. Ему позже многих коллег дали звание академика. Критика порой доводила мастера до отчаяния. И тем не менее, в произведениях Коровина навсегда осталось стремление к «отрадному, светлому».

Материалы из архива: