Алхимия образа.

Выставка Книги Макса Эрнста из собрания Марка Башмакова.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 14 июня, 2019 (Весь день) по воскресенье, 15 сентября, 2019 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая площадь, д. 6-8, лит. А
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Алхимия образа. Книги Макса Эрнста из собрания Марка Башмакова». На выставке представлено около тридцати изданий, в том числе ранние коллажные иллюстрации к стихотворениям Поля Элюара, «романы в коллажах», листы из серии «Естественная история», гравюры и литографии к текстам Антонена Арто, Жака Превера, Льюиса Кэрролла и других авторов, входивших в круг сюрреалистов или служивших ориентирами для мастеров этого направления.

Графика и книга были для Макса Эрнста важнейшим способом художественного высказывания. С ними во многом связано возникновение и развитие новых художественных методов, составивших основу его сюрреалистического языка.

Главной новацией Эрнста в «книге художника» стали знаменитые «романы в коллажах», появившиеся в конце 1920-х – начале 1930-х годов, – книги, в которых «повествование» складывается из фантасмагорических изображений, составленных из вырезок из популярных иллюстрированных изданий. В многочисленных книжных работах второй половины века Эрнст продолжал развивать приемы, найденные в эпоху становления и расцвета сюрреализма, по-новому интерпретируя их в самых разных графических техниках.

Выставка продолжает экспозиционную программу, начатую в марте 2019 года выставкой работ Андре Массона и посвященную книгам художников-сюрреалистов. Она задумана как параллель выставке «Макс Эрнст. Парижские годы», открывающейся в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, но охватывает значительно больший период времени (1920–1970-е годы).

В детстве на вопрос, каково его любимое занятие, Эрнст отвечал «смотреть». Все его искусство говорит об умении вглядываться в окружающий мир, находить чудесное в банальном и, подобно алхимику, превращать любой, даже самый сорный материал в таинственный «поэтический» образ. Книги Эрнста демонстрируют это качество не менее, а может быть и более отчетливо, чем его живопись. К такому же пристальному рассматриванию они призывают и зрителя: можно провести долгие часы, разбираясь в том, как сделаны его «романы в коллажах» или поздние гравюры и литографии. Это искусство, требующее от зрителя внимания, пытливости и остроумия. Но это и искусство, заставляющее по-новому увидеть мир, внезапно (любимое слово Эрнста) различив неведомый рисунок в затертой журнальной картинке, тени от листвы или трещинах на асфальте.

Кураторы выставки – Михаил Витальевич Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Юлия Григорьевна Лукьянова – младший научный сотрудник; Марк Иванович Башмаков – советник генерального директора Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы