Макс Эрнст. Парижские годы.

Дата и время мероприятия: 
с суббота, 15 июня, 2019 (Весь день) по воскресенье, 18 августа, 2019 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открыта выставка «Макс Эрнст. Парижские годы», организованная Государственным Эрмитажем при поддержке Британского фонда Эрмитажа.

Макс Эрнст (1891–1976) – выдающийся немецкий и французский художник, видный представитель искусства ХХ века. В Боннском университете изучал философию, литературу, историю искусства и психологию. Во время Первой мировой войны был мобилизован в действующую германскую армию, что оказалось сильным травматическим опытом. Вернувшись домой, Эрнст присоединился к кругу дадаистов и стал развивать идеи этого движения в Кельне. В 1922 году перебрался в Париж, где вскоре стал одним из ключевых представителей нового художественного течения – сюрреализма. После начала Второй мировой войны переехал в США, где продолжил экспериментировать с художественными техниками. В 1950 году вернулся во Францию.
Выставка посвящена короткому, но ключевому периоду в жизни и творчестве художника – 1920 годам, которые Эрнст провел во Франции. Это важнейшее для мирового искусства время ознаменовало переход от дадаизма к сюрреализму — как в творчестве Эрнста, так и во всем европейском искусстве. Представленные на выставке работы позволяют проследить, как художник постепенно отходит от формальных экспериментов дадаизма в сторону поиска более поэтичного и целостного художественного образа, который, в свою очередь, оборачивается сюрреалистическим парадоксом.

Макс Эрнст стал заметным участником художественной жизни Парижа еще до своего переезда: в 1921 году прошла его первая персональная выставка. Тогда французская столица увидела дадаистские коллажи Эрнста, которые от общей хаотичности работ представителей дада отличала целостность образов и их убедительная магическая сила. Восторг, с которым парижская публика приняла эту выставку, предвосхитил тот вклад, который Эрнст в последующие годы внес в формирование сюрреализма.

Начало 1920-х годов характеризует неясность художественного курса и отсутствие четко сформулированных концепций. Парижская артистическая среда словно блуждала в тумане (époque floue), пытаясь нащупать новые творческие ориентиры. Творческая интеллигенция, ранее увлеченная идеей уничтожить все стилистические каноны и деконструировать эстетику довоенного времени, должна была признать: дадаизм стал тем, против чего он выступал – очередным направлением в искусстве. Парижские поэты и художники находились в поиске новых форм выражения, параллельно перерабатывая идеи, характерные для дада. В частности, концепции случайности, автоматизма, непричастности автора к созданию произведения были осмыслены будущими сюрреалистами в рамках фрейдистской теории о бессознательном. Макс Эрнст, который интересовался идеями Зигмунда Фрейда ещё со времени учебы в университете, в Париже продолжил работать над усовершенствованием техники коллажа, а также над включением коллажных принципов в живопись. Работы Эрнста этого периода перекидывают мост между его дадаистскими экспериментами и иллюзионизмом сюрреалистических полотен. Можно сказать, что до 1924 года творчество Эрнста находилось в прото-сюрреалистической фазе, которая по времени совпала с époque floue.

В 1924 году, после публикации Андре Бретоном «Первого манифеста сюрреализма», художественная жизнь Парижа приободрилась: наконец были сформулированы идеи, которые французские поэты принялись претворять в жизнь. Макс Эрнст в это время находился в путешествии по Востоку, и в его творчестве наметилась некоторая пауза, в то время как парижская богема оживленно обсуждала манифест. Приехав во Францию, Эрнст вернулся к работе, но это уже были отличные от прото-сюрреалистических произведения. Его полотна, созданные после небольшого перерыва, характеризовала новая, более абстрактная манера. Пытаясь найти место для сюрреализма в изобразительном творчестве, в 1925 году Эрнст изобрел технику фроттажа, которая, по сути, стала воплощением автоматизма в изобразительном искусстве. Художник подкладывал под лист бумаги различные рельефные предметы и, натирая бумагу карандашом, получал образы, оторванные от первоначальных значений реальных объектов. В альбоме «Естественная история», представленном на выставке, показан сюрреалистический мир, населенный фантастическими существами и причудливыми растениями. Спустя два года, художник изобрел аналогичную технику в живописи – граттаж. Эрнст создавал такие работы, соскребая краску с подготовленных холстов, когда они лежали на таких материалах, как проволочная сетка, морские раковины или хаотично уложенный на стол шпагат («Маленький памятник птицам»).

Изобретательность Макса Эрнста сыграла важную роль в утверждении сюрреалистической живописи. В этом видится немалая заслуга и коллажных работ Эрнста, которые он составлял с особой тщательностью: при склеивании различных вырезок художник делал стыки практически невидимыми, что позволяло воспринимать изображенное как самостоятельный целостный образ. Многие такие работы Эрнст затем повторял в графике («Прекрасная садовница») или живописи, рассматривая сюрреалистическую картину как «коллаж, нарисованный вручную».

Макс Эрнст считал себя провидцем, душа которого «монстрообразна», и, рассматривая его работы, в это можно поверить. Он овладел алхимией образов на таком высоком уровне, что кажется будто в нем действительно было что-то мистическое, что-то, что позволяло ему создавать фантастические миры, которые, несмотря на свою иррациональность, кажутся предельно реальными.

Основной пласт экспозиции составляют двадцать картин из собрания первого парижского дилера художника – Арама Мурадяна. Именно он был организатором выставок Эрнста во Франции, что положило начало их продолжительной и крепкой дружбе. После смерти Мурадяна в 1974 году картины остались в его семье. На выставку они предоставлены его внуком, Хосе Марией Альфаро Мурадяном. Эти работы дополняют еще три произведения того же периода, происходящие из других частных коллекций. В экспозицию также включены фроттажи из альбома «Естественная история», предоставленные петербургским коллекционером Марком Башмаковым.

Кураторы выставки – Анастасия Чаладзе, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. Выставка подготовлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог «Макс Эрнст. Парижские годы» (Издательство «Fontanka Publications», 2019). Выставку сопровождает большая образовательная программа.

Подобные материалы