Почтовая карточка на службе военной пропаганды.
В Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова, 10) открывается выставка «Почтовая карточка на службе военной пропаганды», объединившая около 200 открыток периода Первой мировой войны из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В экспозиции демонстрируются открытки стран, сражавшихся по разные стороны фронтов мировой войны: России, Великобритании, Франции, Германии, Австро-Венгрии.
В годы Первой мировой войны иллюстрированная почтовая карточка вместе с газетами, журналами, плакатами, лубочными картинками встала «под ружье» военной пропаганды. Ее несомненными преимуществами были соединение изображения и текста, легкость «прочтения» визуальных образов даже малограмотными слоями населения, а также массовость, невысокая стоимость производства, оперативность, универсальность в доставке. Мощный пропагандистский потенциал открытки был активно использован всеми участниками масштабного военного конфликта. Представленная на выставке богатейшая коллекция почтовых карточек того времени позволяет сравнить пропагандистское оружие противников.
Тематика открыток, выпускавшихся в разных странах, во многом была схожа и соответствовала основным идеям военной пропаганды, которые условно можно обозначить тезисами: «Враг жесток и вызывает ужас», «Враг — это дьявол», «Мы не хотели войны», «Наше дело — правое», «Наша миссия — святая», «Всё для фронта» и др.
Активно использовались образы национальных героев, солдат-героев, союзников и врагов. На открытках можно увидеть женские и детские образы. Помимо изображения сестер милосердия, нередко на почтовых карточках встречается образ женщины-воина. Его появление в отечественной открыточной продукции было связано с организацией женских батальонов. А привычный трогательный образ ребенка, столь характерный для почтовых карточек мирного времени, в годы войны был вытеснен изображениями детей-героев.
Художники-авторы изображений для открыток работали в разных стилях и прибегали к самым разнообразным средствам художественной выразительности. Но особой популярностью в годы Первой мировой войны пользовались почтовые карточки, стилизованные под лубочную картинку, а также карикатурные открытки. Одним из самых «любимых» персонажей сатирических рисунков был германский император Вильгельм II. В его карикатурном образе ярко подчеркивались такие черты, как агрессивность, жестокость, глупость и беспомощность.
На открытках военных лет часто с документальной точностью изображались картины разрушений, уничтожения памятников архитектуры, поругания храмов, варварского отношения к мирным жителям и военнопленным, а также последствия применения такого антигуманного оружия, как разрывные пули и газы.
Кроме того, в годы Первой мировой войны почтовая карточка выступала в роли распространителя информации из других пропагандистских и агитационных материалов. На открытках воспроизводились публикации из газет и журналов, народные картинки, плакаты, фотографии, листовки и т. д.
Рядом с открытками на выставке можно увидеть документальные фотографии, плакаты, лубочные картинки времен Первой мировой войны из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.