Сергей Левицкий. Мастер и Фотография.

Даты проведения: 
с 7 апреля 2016 по 5 мая 2016
Музей Истории Фотографии
Адрес: 
ул. Профессора Попова, д. 23
Санкт-Петербург
Россия

Творческое наследие Сергея Левицкого (1819-1898), «патриарха русской светописи», обширно и многообразно. Наша выставка познакомит вас с редкими образцами раннего периода его профессиональной деятельности.
«Внебрачный сын сенатора Л. А. Яковлева, который после Тильзитского мира состоял послом при дворе «царя Ерёмы», младшего брата Наполеона Бонапарта. Двоюродный брат А.И. Герцена Окончил юридический факультет Московского университета (1839), служил в Петербурге в канцелярии министра внутренних дел графа А. Г. Строганова. Увлекся дагеротипией, в которой практиковался под руководством академика Ю. Ф. Фрицше во время совместной инспекционной поездки в 1842 году на Кавказ для изучения состояния минеральных вод. В 1844 году вышел в отставку и поехал в Париж с целью совершенствования фотографических знаний; где познакомился с Дагером и многими известными учёными - пионерами светописи. В 1847 году по рисункам Левицкого была сконструирована камера с мехами. В 1849 году на Промышленной выставке в Париже Шарль Шевалье получил золотую медаль за дагеротипные снимки, изготовленные с помощью его объектива — портреты и группы, снятые русским мастером Левицким. Это была первая в истории награда за фотографические произведения. Революционные события 1848 года во Франции вынудили Левицкого вернуться на родину, и 22 октября 1849 года он открыл «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» в Петербурге, на Невском проспекте,28 (дом аптекаря К. И. Имзена). Здесь он первым предложил идею искусственного освещения в условиях студии. В 1849 году, во время поездки в Рим, он фотографировал выдающихся русских художников и писателей бывших там, в том числе Николая Васильевича Гоголя. В этом же году пять пейзажных снимков Пятигорска и окрестностей были выставлены Шарлем Шевалье, как реклама своих линз, на выставке в Париже и были удостоены золотой медали. В 1857 году Левицкий создал «Коллекцию портретов русских литераторов», небольшой тираж которой поступил в продажу. В 1858 году американский фотограф Уоррен Томпсон пригласил Левицкого руководить своим ателье в Париже и в мае 1859 года он вместе с семьей прибыл во французскую столицу. Вскоре в Париже Левицкий открыл собственное заведение на улице Шуазель, 22, которое после его возвращения на родину перешло к фотографу Ле Жену (Le Jeune), с которым он вместе работал. В 1860 году Левицкий применил ретушь негатива, убедив фирму Фабера заняться изготовлением для этого специальных карандашей. В 1864 году за портреты Наполеона III и его семьи, снятые в Фонтебло, Левицкий получил звание «Фотограф Императора Наполеона III» и стал членом Французского фотографического общества. В 1877 году Левицкий-старший и его сын Лев получили звание придворных мастеров, а их ателье стало называться «Фотографы Их Императорских Величеств, Левицкий и сын»; в 1890—1894 годы по желанию Александра III для Левицкого был построен образцовый «фотографический дом» на Казанской улице,3, рядом с Казанским собором. Левицкий был награждён многими иностранными и русскими орденами и медалями; неоднократно получал высшие премии на международных фотовыставках. По приглашению Министерства финансов он был «экспертом по светописи» на трёх Всемирных выставках; также был членом жюри Международной парижской выставки 1878 г., первой в России фотографической выставки в Петербурге (1888) и др. Один из основателей V Отдела ИРТО по светописи и её применениям; в 1886—1891 годы — председатель Отдела. Одним из первых в России Левицкий стал применять съёмку при вольтовой дуге, при электрическом освещении, использовать броможелатиновые пластинки. Запечатлев четыре поколения династии Романовых, Левицкий имел исключительное право художественной собственности на портреты императора и императрицы России. Скончался 10 июня 1898 в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.

Подобные материалы