Андрей Рябушкин.

Даты проведения: 
с 15 июля 2009 по 14 августа 2009
Место: 
Корпус Бенуа Русского музея
Адрес: 
наб. кан. Грибоедова д. 2
Санкт-Петербург
Россия

Экспозиция включает 110 произведений живописи и графики А. П. Рябушкина (1861-1904) из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Всероссийского музея А. С. Пушкина, Псковского художественного музея, частных коллекций.
А. П. Рябушкин наиболее известен как автор картин на историко-бытовые темы из жизни Древней Руси, в частности 17 века. Он писал жанровые работы на темы крестьянской жизни, портреты, пейзажи, много работал как книжный иллюстратор, делал эскизы монументальных церковных росписей.

Андрей Петрович Рябушкин родился 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии, в крестьянской семье. Его отец был известен как иконописец, иконописью занимался и старший брат. Обладавший музыкальными способностями мальчик начал петь в церковном хоре, а склонности к рисованию позволили ему попробовать себя в иконописи. Его первыми учителями были отец и сельский художник Андрей Преображенский (1865–1919).
В четырнадцать лет Рябушкин остался сиротой. Преображенский помог юноше уехать в Москву, где осенью 1875 года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с Абрамом Архиповым, Сергеем Коровиным, Михаилом Нестеровым, Николаем Касаткиным он стал учеником Василия Перова. „Талантливый, тихий-тихий Андрей Петрович Рябушкин“ стал одним из любимых учеников Перова. После смерти Перова Андрей Рябушкин уехал в Петербург и поступил в 1882 году в Академию художеств. Его учителями были Петр Шамшин, Карл Вениг, Богдан Виллевальде, Павел Чистяков.
В начале 1880-х годов в Академии сложился кружок студентов, организатором которого был Илья Тюменев. Его члены собирались по пятницам в квартире Тюменева и вместе рисовали. Позднее состав кружка стал камерным: вокруг Тюменева объединились, ставшие близкими друзьями, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Василий Павлов, Юлий Рейнберг. В августе 1886 года Тюменев приобрел имение Приволье недалеко от станции Любань в Новгородской губернии. Постепенно оно превратилось в центр искусства. Здесь устраивались музыкальные вечера и ставились спектакли, оформлял которые, как правило, Рябушкин. Из Приволья любители старины отправлялись в путешествия по северо-западу России. В Приволье Рябушкин исполнил первую большую работу на древнерусскую тему — панно для столовой усадебного дома „Пир богатырей у ласкового князя Владимира“ (1888). Позднее, в 1890-х годах, Рябушкин вновь обратился к образам былинных богатырей, создав серию графических портретов для журнала „Всемирная иллюстрация“, иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала „Шут“ и т.д. Программной работой для конкурса на Большую золотую медаль стала картина "Голгофа. (Снятие с креста)" (1890). Работая над ней, художник решил переделать первоначальный эскиз, утвержденный Советом Академии, и за месяц до окончания срока написал новую композицию. В результате за нарушение правил конкурса его лишили Большой золотой медали.
В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин осуществляет свою мечту — отправляется в путешествие по старинным городам России. Его привлекали памятники древнерусской архитектуры. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Художник был искренно увлечен чтением исторической литературы, летописей и народных сказаний. Путешествия Рябушкина по родной стране, серьезное увлечение русской историей, народным эпосом вызвали у него интерес к историческому жанру. В 1891 году впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891), представленную на данной выставке. По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того, как он побывал на одной из крестьянских свадеб. Художник принимал участие в передвижных выставках 1890, 1892 и 1894 годов, но на этом его связь с передвижниками оборвалась. В начале 1890-х годов Рябушкин пишет исторические картины «Потешные Петра I в кружале» и «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», представленные на выставке. В это же время он исполнил немало заказных работ, в основном, рисунки и акварели для различного рода изданий, эскизы композиций церковных росписей. В 1895 году в Москве открылась первая выставка картин Общества художников исторической живописи, одним из учредителей которого был Рябушкин.
С начала 1890-х годов Рябушкин жил в усадьбе Приволье, а в 1901 году переехал в расположенную недалеко от Приволья, усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому другу художнику В.В.Беляеву. По проекту Рябушкина для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. Здесь почти безвыездно, занимаясь живописью и музыкой, жил художник.
В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых известных своих полотен "Русские женщины XVII столетия в церкви". Художник проявил умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. Картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви" и "Семья купца", «Московская улица 17 века в праздничный день» были награждены почетными дипломами на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Эти произведения вошли в состав данной выставки.
В 1901-1903 годах художник принимает участие в выставках картин журнала «Мир искусства» и объединения «36 художников». В последние годы жизни Рябушкин обращается к темам из современной крестьянской жизни. Одним из последних произведений художника стала картина «Чаепитие» (1903). Простота композиции, лаконичность выразительных средств, декоративность колористического решения открывают новую сторону в творчестве Рябушкина, связанную с мироощущением начинающегося ХХ века.
В последние годы Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали ехать в Швейцарию, куда он в 1903 году и отправился. Но поездка оказалась безрезультатной. Вернувшись на родину, в Дидвино, художник, окруженный друзьями, умер в своей мастерской 27 апреля (9 мая) 1904 года.

Подобные материалы