Выставка «Это сам Потемкин».

Хрустальная люстра с музыкальным механизмом. 1760-е – начало 1770-х. Бронза, позолота, хрусталь, металл; литье, золочение, серебрение, огранка.
Взятие Очакова. Ф. Д. Казанова. 1789−1790. Холст; масло.
Г. А. Потемкин-Таврический. Скульптор И. П. Мартос. 1794–1795. Мрамор.
Карне, подаренное Потемкиным Екатерине II. Неизвестный мастер. 1770-е. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, розы, жемчуг, изумруды, опалы; чеканка, гильошировка, роспись.
Курильница, подаренная Г. А. Потемкиным императрице Екатерине II. Начало-середина XVIII в. Серебро, эмаль, жемчуг, недрагоценный металл; филигрань, позолота.
К 280-летию Светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического.
Дата и время мероприятия: 
с воскресенье, 8 декабря, 2019 (Весь день) по воскресенье, 29 марта, 2020 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В 2019 году исполняется 280 лет со дня рождения одного из самых значительных государственных деятелей в российской истории XVIII столетия – светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. К этой дате Государственный Эрмитаж подготовил масштабную выставку, проходящую в парадных залах Зимнего дворца.
________________________________________
С 14 декабря по 28 декабря 2019 и с 2 января по 29 марта 2020 вводятся дополнительные часы работы выставки по вторникам, четвергам и субботам с 18.15 до 21.00. Входной билет приобретается в кассе Малого Эрмитажа с 18.00 до 20.00 в день посещения выставки. Стоимость – 300 рублей (без льгот).

В названии выставки использована цитата из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая очень точно отражает значение личности Потемкина, его особое место в истории екатерининского царствования: «“Это царь?” − спросил кузнец одного из запорожцев. “Куда тебе царь! Это сам Потемкин!” − отвечал тот».

Более тысячи музейных предметов представлены на выставке – произведения изобразительного и прикладного искусства, книги и документы. Они рисуют яркий, многогранный образ Г. А. Потемкина-Таврического, рассказывая о его личной жизни, окружении, главных деяниях во внутренней и внешней политике и на военном поприще. Значительную часть экспонатов, многие из которых демонстрируются впервые, составляют мемориальные вещи, произведения из личных коллекций Потемкина и Екатерины II.

На протяжении почти двадцати лет Потемкин оставался самым деятельным сподвижником великой императрицы, ее верным соратником. Он играл ведущую роль в разработке императрицей геополитических программ, самой амбициозной из которых стал «Греческий проект», предполагавший возрождение Византийской империи. Именно стараниями Потемкина удалось добиться мирного присоединения к российскому государству Крыма в 1783 году.

Светлейший князь вошел в российскую историю как основатель Черноморского флота. Возглавляя Военную коллегию, он проводил реформы в армии. Самой известной из них стало введение нового обмундирования. Рисунки и подлинные образцы «потемкинской формы» составляют важную часть экспозиции.

Энергичная натура Потемкина позволяла ему вести самую разностороннюю деятельность – сочинять грандиозные проекты нововведений, управлять работой различных ведомств, фабрик и заводов. В коллекции Эрмитажа хранятся великолепные предметы, созданные на принадлежавших Потемкину или находившихся под его покровительством производствах. Многие из них происходят из личного собрания Екатерины II. На выставке демонстрируются изделия мастеров Потемкинского стеклянного завода, Дубровенской часовой фабрики, тульских златокузнецов. В экспозиции представлены произведения художников, получавших крупные заказы от светлейшего князя или бывших у него на службе: Ф. Казановы, А. К. Гюне, М. Шибанова, М. М. Иванова, Г. И. Козлова, Ф. Д. Данилова, Ф. И. Шубина, Ж.-Д. Рашетта, Г. Г. Кёнига.

Безграничные возможности открывала для Потемкина забота о вверенных его попечению южных областях империи, строительство и благоустройство городов. Преобразования, проведенные на юге России, светлейший князь блестяще продемонстрировал императрице во время ее знаменитого «Таврического вояжа» 1787 года. Экспонаты выставки позволяют погрузиться в атмосферу этого знаменитого путешествия, знакомят с видами городов, устроенными Потемкиным торжествами, а также вещами, окружавшими Екатерину II в пути.

В Эрмитаже имеется большая коллекция артефактов, связанных с победами в русско-турецких войнах, одним из главных действующих лиц которых являлся Потемкин. Представленные в экспозиции памятники прикладного и изобразительного искусства, нумизматика, трофейное турецкое оружие и знамена повествуют о важнейших сражениях и героях этих баталий. Среди военных трофеев выделяется принадлежавшая Потемкину турецкая палатка. Здесь же размещено грандиозное полотно работы Франческо Казановы «Взятие Очакова». Эти экспонаты были специально отреставрированы к выставке и показываются впервые.

Важнейшую роль в жизни Потемкина играли его взаимоотношения с императрицей, для которой он стал не просто очередным фаворитом, но возлюбленным, супругом и преданным другом. В коллекциях Екатерины II имелось множество художественных изделий, заказанных ею в честь светлейшего князя или полученных от него в дар. Посетители увидят камеи и инталии, драгоценности и изделия восточных мастеров.

Особыми акцентами экспозиции являются столы, сервированные предметами знаменитого «Сервиза с камеями», подаренного Потемкину Екатериной II, а также ранее не выставлявшегося «Потемкинского сервиза», созданного мастерами Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры по заказу прусского короля Фридриха Великого.

Познакомившись в парадных залах Невской анфилады с государственной деятельностью Потемкина, посетители приглашаются в Ротонду и примыкающие к ней комнаты, где показаны экспонаты, рассказывающие о личной жизни светлейшего князя и его коллекциях, а также посвященные теме отражения образа Потемкина в искусстве. Впервые комплексно представлены живописные полотна, скульптура, изделия из серебра из собрания Потемкина. Настоящим открытием являются книги, рукописи и эстампы из потемкинской библиотеки, хранящиеся ныне в Казанском (Приволжском) федеральном университете, ранее не выставлявшиеся в таком объеме. Потемкин был большим любителем диковин, которые демонстрировал гостям, именно он приобрел знаменитые часы «Павлин». В составе экспозиции: принадлежавшие светлейшему князю напольные часы и хрустальная люстра, в которых заключены музыкальные механизмы.

Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Горного музея Санкт-Петербургского горного университета, Государственного мемориального музея А.В. Суворова, Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного Русского музея, Казанского (Приволжского) федерального университета, частных коллекционеров.
Автор концепции, куратор выставки – Наталья Юрьевна Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа.
Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог в двух томах (изд. Государственного Эрмитажа). Каталог включает вступительное слово М. Б. Пиотровского, генерального директора Эрмитажа, а также статьи и каталожные описания всех экспонатов выставки.
По материалам выставки подготовлено научно-популярное издание «”Это сам Потемкин!” К 280-летию Светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического» (изд. Государственного Эрмитажа). Автор текста - Н. Ю. Бахарева.
К выставке выпущен видеофильм о светлейшем князе Г.А. Потемкине-Таврическом.

Материалы из архива: