Артист Высочайшим указом.

Даты проведения: 
с 25 апреля 2019 по 15 декабря 2019
Место: 
Музей-квартира актеров Самойловых
Адрес: 
ул. Стремянная, 8
Санкт_петербург
Санкт-Петербург
Россия

Выставка, приуроченная к 25-летию Мемориального музея-квартиры семьи актеров Самойловых, посвящена предмету самому увлекательному – сравнению парадной и закулисной жизни театра XIX столетия. Особое внимание уделено непростым отношениям актеров, театральной дирекции и Императорского двора. Изображения театров и театральных залов, портреты известных актеров и их наградные знаки соседствуют в экспозиции с указами, регламентирующими театральный быт, фотохроникой будней Театрального училища и зарисовками закулисной жизни. Особо ожидаемый экспонат – недавно обнаруженный портрет В. В. Самойлова кисти И. Е. Репина, датированный 1886 годом.
На выставке представлены живописные полотна, гравюры, рисунки, фотографии и уникальные предметы из фондов Музея театрального и музыкального искусства, а также из собрания Государственного Эрмитажа. Документальную часть экспозиции составляют редчайшие архивные документы из фондов Российского государственного исторического архива.
Российские императоры прекрасно понимали огромную роль театра в жизни русского общества. Екатерина II писала: «Театр — школа народная; она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу». Годы правления Александра I и Николая I (1801-1855) – золотая эпоха в истории русского театра. Братья любили театр, входили в подробности постановок и выбора пьес, разбирательство конфликтов и недоразумений. У обоих в труппах Императорских театров были свои любимцы. В их числе – представители династии Самойловых, Е. С. Сандунова, В.А. Каратыгин, А. Е. Мартынов и многие другие. Присутствие Государя на бенефисе всегда означало ценный подарок бенефицианту, что оформлялось специальным распоряжением Министерства Императорского двора.
Множество сохранившихся документов свидетельствуют о высокой степени внимания российских императоров к театральным делам и нуждам актеров. Среди царских указов есть и довольно курьезные – о воспрещении в театрах неприличных знаков, о воспрещении актерам отращивать бакенбарды, вступать в масонские ложи и т.п. Несмотря на популярность театра и высокую образованность многих представителей актерской профессии, артисты долгое время находились вне круга порядочного общества. Чиновников, желающих поступить в актеры, лишали всех чинов, а офицерам запрещалось вступать в брак с актрисой.
Еще сложнее были взаимоотношения актеров с непосредственным начальством – Дирекцией Императорских театров. Злоупотребление властью, интриги и расточительство, грубость и несправедливость зачастую приводили к конфликтам, разочарованиям и отчаянию. В.В. Самойлов, будучи даровитым художником и человеком не робкого десятка, сделал множество остроумных и язвительных шаржей на представителей Дирекции и даже на министра Императорского двора В.Ф. Адлерберга (рисунок «Два вора»). Уникальные фотографии из фондов Театрального музея дают представление и о том, как протекали будни воспитанников петербургского Театрального училища.
Кто и зачем посещал театры в XIX веке? Какими были отношения артистов и императора? Кого назначали на должность директора театров? На какой гонорар могли рассчитывать артисты разных амплуа? Выставка «Артист Высочайшим указом» ответит на эти и множество других вопросов о театральной жизни XIX столетия.

Подобные материалы