Забытый русский меценат.

Дата и время мероприятия: 
с среда, 26 июня, 2019 (Весь день) по воскресенье, 13 октября, 2019 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Николаевском зале Зимнего дворца начинает свою работу выставка «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», организованная Государственным Эрмитажем при поддержке Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного Русского музея, Тамбовской областной картинной галереей и Российской национальной библиотеки.
Всего на экспозиции представлено около 250 экспонатов – картины, скульптуры и предметы прикладного искусства, акварели и фотографии.

Настоящая выставка – дань уважения графу Павлу Сергеевичу Строганову, «благородному защитнику искусств», значительная часть собрания которого оказалась в Эрмитаже. Его коллекция, сложение которой относится к середине и третьей четверти XIX века, оказалась незаслуженно забытой, хотя он не только отразил вкусы своей эпохи, но и подарил ряд замечательных произведений живописи и скульптуры музею.

Можно предположить, что Строганов вполне сознательно выбирал картины, предназначавшиеся Эрмитажу. Они не только отличались высокими художественными достоинствами, но и восполняли пробелы картинной галереи музея. Одним из шедевров коллекции следует считать «Поклонение младенцу» работы флорентийского живописца второй половины ХV века Филиппино Липпи. Его венецианскому современнику Джованни Баттиста Чима да Конельяно принадлежит монументальное «Оплакивание» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Важным дополнением богатой эрмитажной коллекции голландской живописи ХVII века стала картина «Лес» Мейнерта Хоббемы, до тех пор не представленного в музее. Дар графа Строганова стал одним из важнейших пополнений Эрмитажа в начале ХХ века.

Собрание Павла Сергеевича Строганова включало бесценные образцы русской и европейской живописи (в том числе итальянского Возрождения), скульптуры и прикладного искусства, китайской керамики и уникальное собрание книг.

Наиболее ценную часть коллекции составляли картины. Проведя несколько лет в Италии, он заинтересовался ранней итальянской живописью и приобрел ряд произведений мастеров сиенской и флорентийской школы ХIV и ХV веков. Позднее, в Париже и Петербурге, он покупал также картины нидерландской и немецкой школы ХV и ХVI веков, а также составил небольшую, но качественную коллекцию голландской живописи ХVII века. Павел Сергеевич живо интересовался пейзажем, поэтому в его собрании находились также картины современных итальянских живописцев, в основном близких к школе Позилиппо (Джачинто Джиганте, Габриэле Смарджасси, Ипполито Каффи).

Еще находясь в Италии, Строганов стал приобретать произведения русских художников – С. Ф. Щедрина, Л. Ф. Лагорио, К. И. Брюллова. На выставке представлен портрет графа Павла Сергеевича Строганова, написанный К. И. Брюлловым в 1850 году. Художник запечатлел молодого дипломата с несомненной симпатией и придал ему романтический и немного мечтательный вид. В России он также оказывал поддержку пейзажисту Ф. А. Васильеву, жившему и работавшему в его имении под Тамбовом.

В 1857 – 1859 годах для П. С. Строганова в Петербурге был построен дом по проекту архитектора И. А. Монигетти, неподалеку от Летнего сада, на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского д. 11). Впоследствии здание было надстроено на два этажа и изменило свой облик, однако его интерьеры частично сохранились до настоящего времени, хотя и серьезно пострадали. Здесь размещались произведения итальянских и нидерландских мастеров ХIV–ХVI веков, сопоставление которых, несомненно, вызывало интерес у коллекционера.

Эрмитаж располагает важным документом, зафиксировавшим большинство интерьеров строгановского дома, – акварелями Жюля Мейблюма, исполненными в 1863–1865 годах. На выставке впервые представлены все листы с изображениями этого дома. Тщательно выполненные виды залов не только свидетельствуют о внутреннем убранстве, но и позволяют идентифицировать картины, скульптуру, произведения прикладного искусства, что расширяет и дополняет знания о коллекции.

В течение всей жизни П. С. Строганов покупал старинные и редкие книги. В 1880 году он принес в дар Императорскому Эрмитажу уникальную коллекцию аукционных каталогов художественных собраний Европы (ХVIII–ХIХ века): собрание, включавшее 1750 печатных изданий и одну рукопись, было составлено князем А. Я. Лобановым-Ростовским (1788–1866) и дополнено самим Строгановым. По свидетельству современника, оно «пользовалось европейскою знаменитостью» и послужило основой богатейшей коллекции аукционных каталогов библиотеки Эрмитажа. Наиболее интересные издания, принадлежавшие Строганову, также представлены на выставке.

В последние десятилетия в России и за рубежом состоялось несколько выставок, посвященных художественным коллекциям графов Строгановых, при этом главное внимание уделялось графу Александру Сергеевичу Строганову, президенту Академии художеств, создавшему основу собрания. При этом имя Павла Сергеевича Строганова (1823–1911), мецената и коллекционера, до сих пор относительно мало известно историкам и любителям искусства. Собрание, составленное им и находившееся в его особняке на Сергиевской улице в Санкт-Петербурге, в 1919 году поступило во вновь открытый Дворец-музей Строгановых на Невском проспекте, в результате чего картины, скульптуры и произведения прикладного искусства утратили свое происхождение. Однако теперь стало понятным, что именно коллекция П. С. Строганова, наряду с собранием его предка А. С. Строганова, явилась основополагающей для художественных богатств, принадлежавших семье, известной своим интересом к искусству.

Куратор выставки – Фёдор Сергеевич Светлаков, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: