В стране Дильмун, где восходит солнце...

Даты проведения: 
с 5 декабря 2017 по 10 марта 2018
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже открыта выставка «В стране Дильмун, где восходит солнце...», организованная совместно с Управлением по делам культуры и древностей Бахрейна и Национальным музеем Бахрейна.

Основу выставки составляют более 150 предметов из коллекции Национального музея Бахрейна. Экспозиция, состоящая из пяти разделов («От мифа к археологическому открытию», «Дильмун и горизонты международной торговли», «Благословенна страна Дильмун», «Бескрайнее море могильных холмов» и «Скрытое искусство Дильмуна»), рассказывает о становлении и расцвете дильмунской цивилизации с 3-го по 1-е тысячелетие до н. э. Выставка знакомит с результатами археологических исследований последних десятилетий на островах Бахрейн в Персидском заливе, которые отождествляют с древней страной Дильмун, хорошо известной из клинописных источников. Представленные экспонаты – некоторые показаны впервые – иллюстрируют многовековое экономическое процветание региона и его культурную значимость. Выставка затрагивает также мифологию и религиозные представления жителей Дильмуна – увлекательную область исследований, по сей день интригующую ученых. Особый акцент сделан на производстве печатей-штампов, получивших широкое распространение в этом регионе.

Природные богатства и могильные холмы, преобладающие в ландшафте северного и западного Бахрейна, с давних пор привлекали внимание путешественников и ученых. Первым, кто предоставил сведения о следах древней культуры на острове, был капитан Э.-Л. Дюран, британский офицер, служивший в Бахрейне. В 1879 году он обнаружил базальтовый камень с клинописным текстом, упоминающим бога Инзака, который известен по месопотамским текстам как верховное божество Дильмуна. Эта важнейшая находка стала веским основанием для гипотезы о существовании связей между древним Бахрейном и Месопотамией. В 1905 году состоялись первые научные археологические раскопки на острове под руководством полковника Ф.-П. Придо, а в 1925 году Эрнест Маккей произвел первое значительное археологическое обследование острова. Но лишь в 1953 году появление в Бахрейне датской археологической экспедиции положило конец семидесятилетней эпохе несистематических исследований. Революционные открытия, сделанные благодаря раскопкам в Барбаре и Калат аль-Бахрейне, подтвердили значение Бахрейна в истории и предположение о его тождестве с мифическим Дильмуном.

В последние десятилетия археологические изыскания подготовили почву для плодотворных исследований, которые выявили основные эпизоды длительной истории заселения острова, начиная с первых доисторических поселений и славных городов эпохи Дильмуна и вплоть до необыкновенных памятников Тилоса и исламского периода. Важным историческим открытием, ставшим прорывом в изучении дильмунской цивилизации и аравийской археологии в целом, являются четыре каменных фрагмента с надписями. Они были найдены при раскопках одной из царских гробниц в Аали, организованных Департаментом археологии Бахрейна в 2009–2012 годах, и представляют собой фрагменты каменных сосудов, некогда помещенных в гробницу царя Дильмуна.

За исключением письменных памятников – таких как «камень Дюрана» или фрагменты каменных сосудов с надписями, обнаруженных в Аали – представления о религии Дильмуна основаны в значительной степени на интерпретации остатков архитектурных сооружений. Открытый в результате систематических раскопок 1954–1961 годов храмовый комплекс Барбар – самое известное религиозное сооружение Дильмуна. В результате систематических раскопок была открыта выдающаяся, не имеющая аналогов в этом регионе группа храмов. В нее входили три храмовых здания, построенные одно за другим, которые использовались на протяжении нескольких веков. В полу второго храма была раскопана яма для жертвоприношений, содержавшая разные ценные предметы, в том числе несколько алебастровых сосудов и медных фигурок. Там же была обнаружена необыкновенная голова быка, выполненная из меди, представленная на выставке. Эта голова, весьма вероятно, украшала арфу или лиру, подобную тем, которые были найдены в царских гробницах в Уре (на территории современного Ирака).

Наиболее оригинальной чертой культуры Дильмуна является особая роль в ней погребальных традиций. Большие участки на севере и западе Бахрейна заняты погребальными холмами. Их точное число не установлено, но ряд исследований, основанных на старых аэрофотоснимках, называет приблизительное − 80 000. Они остаются самым примечательным археологическим объектом Бахрейна и крупнейшим в мире скоплением погребений бронзового века из до сих пор известных.

Возведенные в период примерно с 2200 до 1750 года до н. э., они демонстрируют взлет и падение цивилизации Раннего Дильмуна. Увеличение числа захоронений позволяет проследить рост Дильмуна как преуспевающего центра морской торговли. Некоторые ученые полагают, что в древности погребальные холмы представляли собой каменные башни. Основным подтверждением этой гипотезы служат сохранившиеся остатки круглой каменной конструкции вокруг погребальной камеры; стены конструкции в большинстве случаев обрушились из-за естественной эрозии, а затем покрылись землей и песком, образовав насыпь, которую мы видим сегодня.

Можно выделить четыре основных группы захоронений: погребения раннего типа, погребения позднего типа, погребения вождей и царские погребения. Они различаются некоторыми архитектурными элементами, однако их объединяет сходная технология строительства. Нынешняя насыпь скрывает центральную прямоугольную погребальную камеру, ориентированную по линии север–юг, которая была построена из блоков грубо обработанного известняка и облицована плитами из того же материала. В большинстве захоронений присутствовали ниши.

Могильные холмы отражают развитие местных погребальных традиций и сложную структуру дильмунского общества. Появление погребений вождей и еще более крупных царских говорят о складывании иерархии в обществе. Другой показатель социальной неоднородности – разница в декоре и размерах ниш. Богатый погребальный инвентарь дает ценную информацию о социальном статусе и культурной принадлежности умершего, верованиях древнего Бахрейна в целом, а также о культурных контактах в регионе и масштабах торговли.

На протяжении тысячелетий Дильмун служил транзитным пунктом международной торговли, аккумулировавшим всевозможные товары из разных стран Ближнего и Среднего Востока. В клинописных текстах 3-го – начала 2-го тысячелетия до н. э. Дильмун неоднократно упоминается в контексте импорта сырьевых материалов, прежде всего меди, древесины, фиников, драгоценных камней и «рыбьих глаз» (жемчуга). Расширение масштабов торговли было, разумеется, следствием высокого уровня развития дильмунского общества и существования разветвленной торговой инфраструктуры. Организация торговой деятельности осуществлялась при помощи сложной методики взвешивания, оценки товаров и ведения учетной документации, а также благодаря использованию печатей-штампов.

На сегодняшний день в Бахрейне найдено около 950 печатей-штампов – в основном, в погребениях. Однако значительное их количество обнаружено также в жилых и торговых кварталах. Печати-штампы многообразны: от простых, изготовленных из верхушки морской раковины, до изысканных, вырезанных из мягкого камня и иногда покрытых беловатой глазурью. Как правило, они представляют собой диск с небольшим куполообразным выступом на обороте; в основании выступа имеется сквозное отверстие для шнурка или кольца, за которые можно было подвесить печать на булавке или ожерелье. Засвидетельствовано также небольшое число прямоугольных штампов, с оборотом в виде двускатной крыши, и несколько цилиндрических печатей в дильмунском стиле.

Печати служили основным административным инструментом для регулирования торговли и организации общества. Их оттиски сохранились на глиняных табличках – клинописных хозяйственных и правовых документах, а также ярлыках или пломбах, крепившихся к товарам. Как частные, так и официальные лица могли подтверждать с их помощью право собственности и подлинность документа или вещи. Помимо ключевой роли в делопроизводстве, печати, вероятно, выполняли важную религиозную функцию. Их часто находят в захоронениях рядом с останками умершего, что позволяет судить о его социокультурной и религиозной принадлежности. На лицевой стороне печати-штампа всегда присутствует изображение, которое определял, по-видимому, сам владелец в момент ее изготовления. Существует распространенное мнение, что печати служили амулетами для защиты умершего во время его путешествия в загробный мир.

Их характерные формы, тип резьбы, местные материалы и изобразительные мотивы отражают художественное мастерство дильмунских ремесленников. В отсутствие письменных свидетельств из Дильмуна именно печати с их уникальным иконографическим репертуаром дают чрезвычайно ценную информацию о структуре дильмунского общества и его социальных, культурных и экономических приоритетах; прежде всего, они иллюстрируют мировоззрение жителей Дильмуна.

Выставка «В стране Дильмун, где восходит солнце...» приурочена к празднованию Года археологии Бахрейна, объявленного Управлением по делам культуры и древностей Бахрейна в 2017 году, и к присвоению Манаме статуса столицы исламской культуры в 2018 году.
Куратор выставки – Наталья Викторовна Козлова, заведующая Отделом Востока Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: