Драгоценность в лотосе.
В Государственном Эрмитаже открыта масштабная выставка «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма». Экспозиция, приуроченная к 110-летию Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй», знакомит посетителей с уникальной эрмитажной коллекцией искусства тибетского буддизма.
«Буддийская культура – важная часть петербургской культуры Серебряного века, что воплотилось в создании петербургского буддийского храма, популярности буддизма и политических связей с Тибетом при дворе последнего императора, в блестящей петербургской школе буддологии Ф. И. Щербатского, С. Ф. Ольденбурга и многих других. Богатые петербургские коллекции собирались людьми с яркими именами: князь Э. Э. Ухтомский, П. К. Козлов, открыватель Хара-Хото, А. К. Фаберже, Ю. Н. Рерих… Эрмитаж хранит и воспроизводит эти культурные связи в обновлённых экспозициях и выставках как в Зимнем дворце, так и в Старой Деревне – рядом с нашим Дацаном, в честь 110-летия которого мы создали эту выставку, насыщенную сведениями о деталях сложного буддийского ритуала», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Выставка «Драгоценность в лотосе» является продолжением проекта «Обитель милосердия», который с успехом был реализован в Эрмитаже в 2015–2016 годах. Новая экспозиция – совершенно иная по составу, многие из произведений будут демонстрироваться впервые.
Название выставки – перевод главной тибетской мантры «Ом мани падме хум», посвящённой бодхисаттве Авалокитешваре, символизирующему бесконечное милосердие и сострадание.
На экспозиции представлено более 500 произведений искусства: бронзовая скульптура, традиционная тибетская живопись (тангка), деревянные ксилографические доски для печати текстов и миниатюрные рельефные изображения (цаца). На выставке также можно увидеть ритуальные предметы и маски буддийской мистерии Цам (торжественная буддийская танцевально-музыкальная мистерия, которую проводят в больших монастырях) из Монголии, Ладакха и Сиккима.
Важная часть экспозиции рассказывает об истории строительства Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй», возведённого в 1909–1915 годах по инициативе учёного ламы Агвана Лобсана Доржиева (1853–1938). Архитектура Дацана представляет собой уникальный синтез тибетских канонов и европейского стиля модерн.
Эрмитажная коллекция тибетского искусства формировалась с конца XIX до первой половины XX века. Сегодня она насчитывает более 3500 экспонатов и по праву считается одной из лучших в мире.
Основу тибетского собрания Эрмитажа заложил царский камергер и дипломат Эспер Эсперович Ухтомский (1861–1921). Его коллекция буддийского искусства получила признание на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где была удостоена высшей награды – большой золотой медали. Другими значительными дарителями стали исследователь Центральной Азии Пётр Кузьмич Козлов (1863–1935), Юрий Николаевич Рерих (1902–1960) – первый в России специалист по тибетской живописи, востоковед Борис Иванович Панкратов (1892–1979) и искусствовед Агафон Карлович Фаберже (1876–1951).
На выставке можно увидеть уникальные серебряные скульптуры, происходящие из личных покоев Николая II. Эти предметы подносили в качестве даров представители бурятской знати и духовенства, а также Далай-лама XIII через Агвана Доржиева. Среди этих произведений – скульптура «Будда Амитаюс», божество, дарующее долголетие и здоровье, изображение Манджушри и других божеств.
Выставка построена по принципу буддийского пантеона, что позволяет зрителю последовательно познакомиться с основными образами тибетского буддизма: учитель (лама), различные Будды (Амитабха, Бхайшаджьягуру, Майтрея), бодхисаттвы – создания, достигшие просветления, но оставшихся в мире ради спасения всех живых существ (Авалокитешвара, Ваджрапани, Манджушри), женские божества (Белая и Зелёная Тары), йидамы – личные божества-хранители в практике тантры и гневные божества-защитники Учения (дхармапалы).
Каждое произведение искусства создано в строгом соответствии с глубокой и сложной системой иконографии, где нет места случайным деталям. Форма, цвет, поза, жест и атрибуты – всё наполнено сакральным смыслом и служит основой для постижения Учения.
В тибетском буддизме изображение божества – это не просто предмет эстетического любования, а инструмент духовной практики. Прежде чем приступить к работе, художник или скульптор должен был соблюдать пост, выполнять ритуалы и погружаться в созерцание образа. Само творчество являлось актом медитации. Основой для создания изображений служили канонические тексты, такие как «Садханамала» и «Читралакшана».
Главная задача художника заключалась в передаче не просто портретного сходства, а просветлённой сущности учителя. Его земная оболочка вторична, поэтому образы лам часто лишены индивидуальных черт, становясь собирательным символом мудрости и духовной преемственности.
Иконография будд, и в первую очередь Будды Шакьямуни, наиболее канонична. Его образ наделён 32 большими и 80 малыми признаками совершенства (лакшанами), среди которых ушниша – выступ на макушке – символ достижения высшей мудрости; урна – завиток волос или точка между бровей – источник лучей света, озаряющих миры; длинные мочки ушей – знак отречения от мирской жизни.
Бодхисаттвы занимают отдельное место в пантеоне божеств. Они изображаются в роскошных княжеских одеждах и украшениях, символизирующих их стремление действовать на благо мира.
Из образов тибетских лам в коллекции Государственного Эрмитажа представлено больше всего изображений Цзонхавы. Этого учителя почитали во всех странах, где исповедовали тибетский буддизм, поскольку он является основателем распространённой школы – гелугпа, а также реформатором буддизма.
Самая большая тибетская скульптура в собрании Эрмитажа – бронзовый посеребрённый «Бодхисаттва Майтрея» – грядущий Будда, созданный во второй половине XIX века во Внутренней Монголии. Бодхисаттва Майтрея изображается в короне и украшениях. Руки расположены перед грудью в жесте поворота колеса учения (дхармачакра-мудра).
На выставке можно увидеть самую раннюю скульптуру из Китая, датируемую V веком. Буддийские статуэтки, как правило, анонимны. Имя мастера писали крайне редко. Чаще авторство памятников определяется по стилю или по характерным художественным приёмам и особенностям.
Посетители увидят шедевры индийского и непальского литья XI–XII веков, изящные произведения тибето-китайского стиля эпох Мин и Цин, а также самобытные работы бурятских и монгольских мастеров.
Тибетская живопись, известная как тангка, представляет собой свитки, выполненные водоразмываемыми красками на холсте. Обычно они имеют продольную ориентацию, хотя встречаются и поперечные варианты. Тангка украшали храмы и жилища, использовались в религиозных церемониях. Они могли быть как небольшими, так и огромными.
Произведения тибетской живописи и скульптуры создавались не только для монахов, но и для простых неграмотных людей. Памятники имели всем понятный набор символов, помогающих верующему постичь окружающий мир через познание божества путём духовных практик. Тибетское искусство является интернациональным, так как оно получило распространение у китайцев, тангутов, монголов, бурят, калмыков, тувинцев, жителей Бутана, Непала, Сиккима, Мустанга и Ладакха.
Выставка «Драгоценность в лотосе» даёт уникальную возможность «прочесть» этот язык, разгадать символы и через совершенство художественной формы приблизиться к пониманию духовных идеалов одной из величайших культур мира. Каждый экспонат, от монументальной бронзовой скульптуры до миниатюрной глиняной цаца, является неразрывным единством канона, веры и высочайшего мастерства.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог: «"Драгоценность в лотосе": искусство тибетского буддизма. К 110-летию Санкт-Петербургского буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй"» (Государственный Эрмитаж, 2025).
Куратор выставки и автор каталога – Юлия Игоревна Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекций, доцент кафедры монголоведения и тибетологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук, доктор культурологии.







































