Тихая жизнь вещей.
В выставочном пространстве Фонда «Общество поощрения художеств» (ул. Шпалерная, 35) открыта экспозиция: «ТИХАЯ ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ. Редкие натюрморты из частных собраний».
Уникальная экспозиция представит около 200 неизвестных работ ленинградских мастеров натюрморта из частных коллекций, которые долгие годы хранились вдали от музейной суеты. Выставка станет настоящим открытием для всех ценителей искусства.
Золотой век натюрморта в русском искусстве пришёлся на рубеж XIX–XX столетий. В отличие от традиционного изображения «мёртвой природы», художники того периода создавали полотна, полные жизни, света и движения, передавая всё многообразие окружающего мира. Позже эти принципы нашли отражение в творчестве мастеров ленинградской школы живописи.
История «ленинградской школы» началась в 1930-х годах в стенах института имени И.Е.Репина. (ныне — Академия художеств). К середине XX века школа обрела свой неповторимый стиль, объединив академические традиции с особым видением природы — искренним, тонким, наполненным очарованием простоты. Художники стремились расширить художественные возможности, экспериментируя с цветом, формой и композицией. Период с середины 1950-х годов ознаменовался расцветом жанра натюрморта: появились новые темы, образы и приёмы. Натюрморт обрёл новое звучание, покоряя глубиной содержания и совершенством формы.
Экспозиция объединяет работы из нескольких частных собраний, среди которых особое место занимает никогда ранее не выставлявшаяся коллекция Аркадия Субботина. Инженер Балтийского завода, он всю жизнь оставался преданным искусству, литературе и музыке. С 1960-х годов начал собирать произведения ленинградских художников. Многое дарили сами художники, со всеми Аркадий Субботин дружил или был хорошо знаком.
«Аркадий Михайлович был человеком очень великодушным, по-настоящему увлеченным искусством, с удивительной интуицией творческого человека и внимательным вдумчивым взглядом. Даже в начинающем художнике он мог разглядеть искру творчества. Его коллекция состоит в большинстве из камерных произведений, если можно так сказать, вещей не для крупных выставочных залов, но при этом каждое произведение, поистине - жемчужина коллекции. Эти картины и лиричны, и душевны, и неприкрыто честны», - отмечает Анна Корнильева, доцент кафедры СПГХПА имени А.Л. Штиглица.
Не меньшее значение имеет собрание Сергея Иванова, историка и исследователя ленинградского искусства, а также коллекция Николая Зайкова. Важнейшую часть экспозиции составляют произведения из фондов «Общества поощрения художеств». Все они раскрывают малоизвестные страницы истории ленинградской школы живописи.
На выставке будут представлены работы группы художников «Одиннадцать», для которых натюрморт стал особым полем творческих экспериментов, одним из способов выражения авторского мироощущения и творческой индивидуальности. В числе авторов появится и мастер декоративного натюрморта Лидия Милова: ее живопись экспрессивна, декоративна, с ярким и насыщенным колоритом. У Льва Русова натюрморт тесно связан с его портретной живописью. Отсюда острота и свежесть композиционных решений, внутренний драматизм и напряжение в работах этого жанра. По выразительности и глубине образов натюрморты Русова не уступают прославленным портретам мастера. Интересна интерпретация натюрморта в работах театрального художника Сильвии Кофман: она привносит в жанр особую динамику и выразительность, характерную для сценических постановок. Исключительную художественную ценность представляют произведения заслуженного художника РФ Майи Копытцевой. Также будет показан уникальный натюрморт из новых поступлений «Общества поощрения художеств» — работа Георгия Верейского, созданная в 1930‑е годы. Этот русский и советский график, последователь «мирискусников», был заметной фигурой среди ленинградских художников первых советских десятилетий.
В числе представленных авторов: Юрий Хухров, Петр Альберти, Ростислав Вовкушевский, Елена Скуинь, Минна Чичерина, Геворк Котьянц, Сергей Осипов, Людмила и Владимир Яркины, Николай Позднеев, Юрий Шаблыкин, Елена Горохова, Александр Столбов, Вера Назина, Юрий Белов и др.
Обычные сюжеты — от вазы с цветами до яичницы на сковороде, от рабочего стола художника до забытой игрушки — в их исполнении превращаются в глубокие размышления. Каждая вещь словно оживает и начинает говорить о себе сама, повествуя о тихой красоте повседневности.






































