Бернардино Луини.
В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка, посвящённая одному из важнейших последователей Леонардо да Винчи и крупнейшему художнику ломбардской школы живописи эпохи Ренессанса, — «Бернардино Луини. К завершению реставрации».
«Мы в очередной раз с удовольствием показываем огромную работу реставраторов и хранителей Эрмитажа, посвящённую очень важной теме круга Леонардо, который не менее интересен, чем сам Леонардо. Сегодня, в век большого внимания к искусственному интеллекту и к разным техническим способам анализа как средству атрибуции, необходимо вспомнить, что ничего лучше глаза искусствоведа (а также глаза и руки реставратора) нет. Эта выставка не только про круг Леонардо — она про Эрмитаж, про то, как мы работаем и что создаём. Мы гордимся, что у нас есть эти прекрасные картины. Работа реставраторов показала, что они действительно прекрасны», — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Бернардино Скапи (ок. 1480 — 1532), известный как Бернардино Луини, хотя и не был учеником Леонардо да Винчи, стал одним из самых успешных его последователей. Искусство Леонардо произвело на Луини столь сильное впечатление, что полностью подчинило себе его индивидуальную манеру, отчего к картинам и фрескам ломбардца в разное время относились по-разному. При жизни творчество мастера было популярно и востребовано заказчиками, для чего художник основал большую живописную мастерскую в Милане. Позднее, в XVIII–XIX веках, Луини всё чаще критиковали за «слащавость» и декоративность, за отсутствие развития стиля и за то, что он упростил сложные и новаторские идеи Леонардо.
В эрмитажном собрании три работы Бернардино Луини, и все они показаны на выставке: «Святой Себастьян», «Святая Екатерина» и «Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском».
«Святой Себастьян» и «Святая Екатерина» прошли реставрацию в Лаборатории научной реставрации станковой живописи, специалисты которой удалили с поверхности картин многослойный пожелтевший лак и поздние записи. Благодаря этому открылась авторская палитра произведений: стало возможным оценить высокий художественный уровень, утончённую живописную манеру знаменитого ломбардца, который в своём творчестве следовал технике и методам работы великого предшественника. После окончания выставки картины вернутся на своё традиционное место в зал № 215 Большого (Старого) Эрмитажа, посвящённый ученикам и последователям Леонардо да Винчи.
Третьему произведению Бернардино Луини из коллекции Эрмитажа — «Распятию Христа» — также по окончании выставки предстоит пройти долгий путь исследования и кропотливой реставрации. Зрители смогут сравнить состояние этой картины с уже отреставрированными работами Луини и увидеть искажения её цветовой палитры, по‑прежнему находящейся под слоем музейного лака.
«Святая Екатерина с двумя ангелами» — наиболее характерное произведение Луини, которое в полной мере демонстрирует влияние Леонардо да Винчи. На тёмном фоне изображена святая в красном платье и с книгой в руках. Её лицо обрамляют каштановые волосы, собранные под венок с цветами жасмина. Позади неё — два ангела с колесом и пальмовой ветвью, символами мучения святой. Композиция построена в популярной в искусстве Ренессанса прямой перспективе: фигура Екатерины заключена в правильный треугольник, в центре которого все линии сходятся в одну точку — в данном случае на золотой вышивке святой. Образ написан очень тонко, с мягкими тенями. Прозрачная вуаль покрывает плечи модели, складки рукавов, словно тяжёлые волны, набегают друг на друга.
Картина поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи с сильно помутневшим лаком. Изучение картины под микроскопом показало, что помутнения — это мелкая сетка кракелюра, а сам лак имеет глубокие повреждения и тенденцию к порошению. Вызывали опасения и многочисленные выпуклости и неровности холста — вероятно, результат воздействия воды или сильного растворителя на финальном этапе перевода с дерева на холст.
Реставрация началась с профилактического укрепления красочного слоя и грунта и устранения мелких расслоений между основой и грунтом по краям картины. После сложного многоэтапного раскрытия живописи от позднего лака проявился оригинальный красочный слой Луини — значительно более тёмный, яркий и холодный по цвету — и открылось авторское изображение одежд с насыщенным красным цветом и тёмно-бордовыми тенями, а на груди святой теперь можно увидеть мелкие детали золотого орнамента.
«Святой Себастьян» — пожалуй, самое необычное произведение для ломбардской живописи и исключительное в творчестве самого Луини. Картина представляет собой аллегорический портрет Франческо II Мариа Сфорца (1495–1535). Юному Франческо была уготована духовная карьера, но в силу политических обстоятельств в 1521 году он стал правителем Милана при поддержке папы Льва Х и императора Священной Римской империи Карла V.
Болезненный и меланхоличный герцог аллегорически представлен совершенно иным — хорошо сложенным мужчиной, чей образ восходит к античным героям. Святой Себастьян — римский воин, претерпевший мучения во имя христианской веры, всегда служил олицетворением стойкости духа и чистоты помыслов. Герцог, словно статуя, представлен в полный рост (174 см), с прикрытыми чреслами и перехваченными лентами руками. Одной он указывает на стрелы, пронзившие его тело, другой — на латинскую надпись «QUAM LIBENS OB TVI AMOREM DUCLES IACVLOS PATIAR MEMENTO» («Как охотно из любви к тебе я терплю сладкие стрелы, помни»). Это обращение не к возлюбленной, как считалось долгое время, а к Богу, доказательство преданности Всевышнему и своему городу.
Портрет дополнен аллегорическими атрибутами: сломанные стрелы на земле, не повредившие тела, лимон — символ первых плодов, поднесённых Младенцу Иисусу, и плодов Древа познания, аквилегия — олицетворение плодородия и процветания. Цитрусовое дерево, почти без листвы, с оголившимися корнями, уходящими в землю, подобно тому мощному древу, что изобразил Леонардо да Винчи в Зале деревянных досок в замке Сфорца.
Картина пережила двойной перевод: в 1861 году она была переведена с дерева на холст, а уже в 1892 году — со старого холста на новый. Результаты первой масштабной реставрации оказались неудачными: повреждённые участки были широко и вольно записаны, в некоторых местах реставраторы перекрыли оригинал в несколько слоёв. Чтобы новые дополнения не выделялись, картину как минимум дважды покрывали тонированным лаком, который сильно исказил авторский колорит, погрузив живопись в темноту: изображение стало плоским, нарушился эффект воздушной перспективы, краски приобрели излишнюю желтизну.
Реставрация картины продолжалась с 2021 по 2025 год. Работы велись в традиции послойного раскрытия, с удалением верхних поздних лаков и утоньшением нижних, что позволило оставить на поверхности тонкий слой самого раннего, вероятно, авторского лака. Зрители выставки первыми смогут оценить присущую этой работе особую манеру письма Луини с тончайшей градацией светотеневой моделировки и мягкостью контуров и рассмотреть невидимые ранее детали, придающие композиции реалистичность и заложенный автором символизм: черты лица герцога, волосы на его груди, набедренную ткань, аквилегию, листву в углу картины.
«Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском» демонстрирует мастерство художника в организации пространства с фигурами и говорит о его интересе к зарождающемуся жанру пейзажной живописи и одновременно — о полном равнодушии к драматической составляющей события. Сцена происходит на Голгофе, над которой разверзлись тучи и открылся вид на Иерусалим, напоминающий ломбардский город с крепостными башнями Сфорца и миланскими соборами. В своей композиции Луини совместил две иконографические схемы: «Распятие Христа с предстоящими» и «Святое собеседование».
В 1887 году картина подверглась сложной процедуре перевода живописи с дерева на холст и затем была покрыта многочисленными слоями лака, который пожелтел и исказил авторскую палитру. Благодаря последним всесторонним исследованиям двух эрмитажных картин Бернардино Луини стало очевидно, что эта третья работа также нуждается в научной реставрации, которая и будет проведена по окончании выставки.
Изучение школы Леонардо да Винчи в Эрмитаже продолжается на протяжении более ста лет, поскольку собрание музея располагает отличным подбором произведений. То, что делается с научной и реставрационной точки зрения в Эрмитаже, — уже давно стало частью мировой науки о гении Ренессанса. Выставка в Аполлоновом зале показывает, что эта работа никогда не останавливается.
Куратор выставки «Бернардино Луини. К завершению реставрации» — Зоя Владимировна Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
Реставрация картин проведена специалистами Лаборатории научной реставрации станковой живописи (заведующий — В. А. Коробов): художником-реставратором высшей категории Марией Вячеславовной Шулеповой («Святой Себастьян») и художником-реставратором первой категории Андреем Викторовичем Цветковым («Святая Екатерина»).





































