Красота как ритм.

Обнажённая женская фигура с ребёнком на спине. Западная Африка, Либерия, культура дан. ХХ век.
Обнажённая женская фигура с ребёнком на спине. Западная Африка, Либерия, культура дан. ХХ век.
Фигурка плодородия с поясом из растительного волокна. Западная Африка, культура бамана, область Бугуни или Сегу (?). Конец XIX – начало ХХ века.
Ньеле. Статуэтка сидящей обнажённой женщины, символ плодородия. Мали, культура бамана. ХХ век.
Ньеле. Статуэтка сидящей обнажённой женщины, символ плодородия. Мали, культура бамана. ХХ век.
Женская фигура нианде. Буркина Фасо, культура моси. До 1920-х годов.
Фигурка плодородия. Западная Африка, культура бамана, область Сегу. Конец XIX – начало ХХ века.
Женские скульптурные изображения в коллекции традиционного африканского искусства Государственного Эрмитажа.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 27 июля, 2023 (Весь день) по суббота, 31 января, 2026 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая площадь, д. 6
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Главном штабе открыта выставка «Красота как ритм: женские скульптурные изображения в коллекции традиционного африканского искусства Государственного Эрмитажа».
На экспозиции представлены пять деревянных женских фигур. Они принадлежат трём разным африканским культурам – дан, бамана и моси – и датируются рубежом XIX–XX веков.
Такие скульптурные изображения имели как эстетическое, так и магическое значение в тех сообществах, где создавались. В культуре бамана они были вовлечены в обряды мужской инициации и передавали наиболее яркие черты идеальной женщины – увеличенную грудь, уложенные в причёску волосы, украшения. У моси изготавливались для девочек, вступающих в период созревания. Эти фигурки (по сути – куклы) можно было одевать, украшать, смазывать маслом. Забота о них становилась обязательной практикой для взрослеющей девочки.
Подобные африканские статуэтки исследователи называют «фигурами плодородия», и функция их всегда связана с женской силой, рождающим и созидающим началом. Так одна из фигур, представленных на выставке, изображает женщину с ребёнком на спине. Тем самым мастер акцентирует внимание на главной женской социальной роли – материнстве.
Создатели выставки предлагают взглянуть на эти предметы, как на произведения искусства, способные рассказать об ином, непривычном для европейца понимании красоты. Африканским мастерам чужд строгий реализм, они стремятся к иным способам передачи смыслов. Красота, в этом случае, заключается не в гармонии конкретных черт, но в соответствии некоему идеалу, архетипу женской сути. Она создаётся, прежде всего, при помощи ритма.
Как писал Леопольд Сенгор, французский и сенегальский политик, поэт и философ: «Для африканца прекрасная статуя та, что вызывает в нём определённые эмоции. Вот, например, передо мной статуэтка догонов. Она совсем не напоминает образ прекрасной женщины, но эта статуэтка сидящей женщины захватывает, потому что она пронизана ритмом».

Куратор выставки – Евгения Аброськина, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: