Светильники на мусульманском Востоке.
В Государственном Эрмитаже работает выставка «Светильники на мусульманском Востоке».
«В культуре мира ислама свет – великий символ божественного откровения и одновременно почти тактильный образ путеводного светильника в пещере отшельника. В мусульманском искусстве светильники стали любимым материалом для превращения быта в красоту, а стеклянная лампа – воплощение света – стала визуальным символом ислама, где-то параллельным кресту», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
В исламской философии свет понимается как проявление божественного естества. Ан-нур («свет») – одно из девяноста девяти «прекрасных имен Аллаха». Этот образ, как и многие другие в мусульманском искусстве, берет начало в строках Корана:
Аллах – свет небес и земли. Его свет – точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло – точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного – маслины, ни восточной, ни западной. Масло её готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведёт Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи! (Сура 24, айат 35)
Важное место занимает этот образ и в поэзии, особенно мистической. Суфизм – мистическое течение в исламе – проповедует отказ от собственного «я» и уничтожение личности до полного растворения в Абсолюте – буквально гибель в огне божественности. Эта идея воплощается в образе мотылька, стремящегося к огню и сгорающего в пламени.
В Иране получил распространение декор предметов прикладного искусства с использованием так называемой «функциональной» поэзии – то есть такой, в которой в том или ином виде упоминается предмет, который она украшает. На выставке можно увидеть множество примеров подобных стихотворений, выгравированных на различных светильниках.
Хронологические рамки материала, представленного на выставке, охватывают весь период существования с VII и вплоть до XX века, в том числе показано несколько экспонатов, созданных христианскими общинами на мусульманском Востоке. Всего демонстрируется более 70 произведений искусства из Государственного Эрмитажа, Института восточных рукописей Российской академии наук и Фонда Марджани.
В мусульманских культовых сооружениях, таких как мечети, мавзолеи и медресе, осветительные приборы разных типов можно отнести к нескольким ярусам освещения архитектурного пространства.
Самый верхний ярус занимали люстры – массивные металлические конструкции, к которым крепились многочисленные стеклянные светильники-плафоны. Люстры этого типа именовались в арабоязычной литературе тан(н)ур (дословно: «печка»).
Люстры сураййа (араб. «Плеяды») имеют обычно меньшие размеры и уступают уже описанному типу по количеству лампад. Наибольшее распространение такие люстры получили в Сирии и Египте в XIV–XV веках, однако производились вплоть до новейшего времени и использовались как в зданиях культового назначения, так и в дворцовой архитектуре.
К отдельному типу относятся фонари различной формы (араб. и перс. фанус, из греч.), внутри которых помещалась одна или несколько свечек. Такие светильники, известные по крайней мере с XVII века, были распространены в Иране и Османской империи.
Следующий за люстрами более низкий ярус освещения культовых сооружений предназначался для многочисленных аркад, составлявших значительную часть крытых помещений мечетей. Эту функцию выполняли лампы вазообразной формы, называемые кандил (араб., из греч.), которые подвешивались в арках основной части молельного зала (мусалла).
На их шаровидном (часто эллиптическом) тулове расположена расширяющаяся кверху горловая часть, некоторые имеют также ножку, на которую их можно поставить, опустив вниз на подвесных цепях, например, для залива масла. На дне устанавливался собственно светильник, так что свет проходил через ажурные стенки тулова. Лампы могли быть выполнены как из стекла, так и из металла.
Во многих регионах стеклянные лампы постепенно почти вытеснили металлические. В особенности это касается Мамлюкского султаната (1250–1517), включавшего Сирию и Египет, где особенную популярность приобрела техника росписи эмалями по стеклу. Изображения таких ламп присутствуют на изразцовых панно, имеющих форму михраба, коврах и тканях, а также надгробиях. В мусульманском искусстве этот хорошо узнаваемый вазообразный силуэт, заключенный в арочное обрамление, используется как образ, ассоциирующийся с религиозной, духовной сферой.
В средневековых рукописях металлические лампы такого типа часто изображаются в качестве элемента интерьера мечети, как, например, в хранящемся в Петербурге списке «Макам» Мухаммада ал-Харири, созданном в Ираке в XIII веке. Несколько миниатюр из него представлены на выставке.
Нижний ярус освещения сооружений как культового, так и светского назначения был представлен различными напольными осветительными приборами. Среди них – металлические и керамические лампы с отверстием для залива масла и рожком, куда вставлялся фитиль.
На арабском они назывались сирадж, на персидском – чираг. Сохранилось огромное количество таких металлических ламп всевозможных форм – от строго геометризированных до зооморфных, и почти все они имели прототипы античного и византийского круга. Число рожков с фитилем могло варьироваться от одного до дюжины и, видимо, еще большего количества.
Светильник-чираг мог подвешиваться на цепочки, но часто устанавливался на специальную высокую металлическую подставку, которую мы условно называем «торшером» (персидское чираг-пайа – «подставка для лампы»). Обычно она состоит из основания, ствола-стержня с поддоном для лампы-чирага, как правило тоже из металла. Иногда подставки изготавливались в едином стиле с лампой.
Светильник-«торшер» восходит к античным, византийским и коптским прототипам. Самые ранние известные мусульманские «торшеры» датируются X веком; до XII–XIII веков они оставались основным типом напольных светильников. О широком их распространении говорят и сохранившиеся изображения. В знаменитой петербургской рукописи XIII века «Макам» ал-Харири он встречается на двух миниатюрах, представленных на этой выставке, и в обоих случаях светильник расположен в жилище и маркирует ночное время суток. Вероятно, в таком же контексте изображен светильник этого типа и на пенджикентской настенной росписи VIII века, также выставленной в этом зале.
Металлические подсвечники, обычно из медного сплава (бронзы или латуни), были распространены едва ли не во всех мусульманских странах в течение нескольких веков, их форма и размеры существенно различаются. Обычно основание расширяется книзу, а сверху к нему присоединен ствол с патроном для свечи. По форме патрон часто имитирует основание, но имеет меньшие размеры.
Еще один тип осветительного прибора на средневековом мусульманском Востоке – светильник со стационарным резервуаром для масла, крепящимся к основанию при помощи средней части в форме ствола-трубки. В таком резервуаре должен был располагаться и фитиль; внутри многих образцов сохранилось устройство для его крепления. Для этого типа светильников в персидском языке использовался термин чираг-дан, а в арабском – масраджа.
Уникальна группа светильников с резервуарами из мавзолея ходжи Ахмада Яссави (1103–1166) в городе Яссы (ныне город Туркестан в Казахстане). Этот комплекс является гробницей знаменитого представителя среднеазиатского суфизма (мусульманского мистицизма), основателя ордена Яссавия, названного по его имени. Исследователи предполагают, что знаменитый завоеватель эмир Тимур (1336–1405) после победы над золотоордынским ханом Тохтамышем в 1395 году приказал воздвигнуть новый мавзолей почитаемого святого взамен старого и обветшавшего. Все светильники из этого комплекса состоят из основания, на которое установлена средняя часть в форме ствола-трубки, поддерживающая верхнюю часть, резервуар. Все шесть сохранившихся светильников содержат надписи на арабском языке, сообщающие, что они были изготовлены по приказу самого Тимура, и приводящие его титулатуру с возвеличивающими эпитетами.
Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Института Восточных рукописей РАН и Фонда Марджани.
Кураторы выставки: Антон Дмитриевич Притула, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, доктор филологических наук; Анна Владимировна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

































